| |
Постановление Главы Администрации Астраханской области от 11.11.1996 № 371
"Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Астраханской области"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Астраханской области от 14.10.2005 № 623.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 1996 г. № 371
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА
ТЕРРИТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Во исполнение требований Федерального закона Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.95 № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в целях организации и проведения аварийно - спасательных работ в чрезвычайных ситуациях постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Астраханской области.
2. Председателю областной комиссии по чрезвычайным ситуациям, главам администраций городов и районов области, руководителям учреждений, предприятий и организаций принять данное Положение к исполнению и довести до руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
И.о. Главы Администрации области
А.А.ЖИЛКИН
Утверждено
Постановлением
Главы Администрации
Астраханской области
от 11 ноября 1996 г. № 371
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
РАБОТ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
Аварийно-спасательные работы (АСР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью людей, проводящих эти работы, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Необходимый минимум решения вопросов жизнеобеспечения пострадавшего населения включает обеспечение водой, продуктами питания, временным жильем, топливом, предметами первой необходимости и медикаментами.
Организация жизнеобеспечения населения должна осуществляться либо одновременно с ведением АСР и оказанием медицинской помощи, либо не позднее чем через 10-12 часов после их начала.
К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
АСР включает в себя следующие этапы:
- проведение комплексной разведки до ввода аварийно-спасательных подразделений на объект (территории) работ;
- рекогносцировка объектов (территорий), где планируется проведение работ;
- проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) их в безопасное место;
- выдвижение и ввод на объект (территорию) сил и средств, необходимых для выполнения работ;
- проведение АСР;
- вывод сил и средств по завершении работ и возвращение их к месту дислокации.
Поиск и спасение людей, терпящих бедствие на море и водных бассейнах, является специфическим видом АСР и проводится в соответствии с существующими положениями по организации работ аварийно-спасательными, поисково-спасательными, поисковым и спасательными службами (формированиями, командами и подразделениями), специально подготовленными и аттестованными в установленном порядке для спасения людей на море и водных бассейнах.
2. Организация и проведение АСР
2.1. Подготовка к проведению работ на объекте (территории).
До ввода аварийно-спасательных подразделений на объект (территорию) на них должна быть проведена комплексная разведка.
К ведению разведки привлекаются аварийно-спасательные формирования, первыми прибывшие на место чрезвычайной ситуации (ЧС).
При быстроразвивающихся чрезвычайных ситуациях (пожар, авария с выбросом (выливом) СДЯВ и т.д.) разведка проводится одновременно с принятием мер по подавлению опасных факторов ЧС.
При поисково-спасательных работах в состав сил поиска (разведки) включаются специалисты и средства для оказания медицинской помощи, жизнеобеспечения и обозначения местоположения пострадавших.
Разведка устанавливает: наличие радиационного, химического и бактериологического заражения, кратчайшее и наиболее безопасные маршруты движения формирований к объектам работ, степень и характер разрушений зданий и сооружений, сетей коммунально-энергетического хозяйства, местонахождение пострадавших людей и степень угрожающей им опасности, наиболее удобные места для разборки завалов и извлечения пострадавших, а также для прокладки путей их эвакуации, состояние водоисточников и возможность их использования для хозяйственно - питьевых и других нужд, условия и целесообразную очередность производства работ, возможность применения средств механизации и ведения взрывных работ, опасность возникновения (распространения) пожаров и др.
Результаты разведки немедленно докладываются руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации.
На основании данных разведки в ходе рекогносцировки объекта (территории) определяются:
- объем и способы ведения АСР;
- необходимые для проведения АСР силы и средства;
- способы поиска и спасения людей;
- необходимость организации комендантской службы в районе ЧС и на прилегающей территории;
- необходимость непрерывного метеонаблюдения и порядок информации о его результатах;
- необходимость создания резерва сил и средств, организации письменной работы, питания и отдыха личного состава, привлекаемого к АСР;
- мероприятия по всестороннему обеспечению проводимых работ и др.
Объект (территория) разбивается на участки проведения работ, а также по видам работ.
К рекогносцировке в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
2.2. Проведение АСР.
2.2.1. Руководство АСР.
Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.
Общее руководство АСР и другими неотложными работами на объекте (территории) осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям объекта (территории).
При проведении работ аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования руководствуются законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами.
2.2.2. Права и обязанности руководителя ликвидации ЧС.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС по руководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
Полномочия руководителя ликвидации ЧС определяются Правительством Российской Федерации, администрацией области, органами местного самоуправления, руководством организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:
- о проведении эвакуационных мероприятий;
- об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о проведении АСР на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;
- об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
- о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР;
- о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению АСР;
- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.
Руководители ликвидации ЧС, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о ЧС, необходимую для организации работ по их ликвидации.
В случае технологической невозможности проведения всего объема АСР руководители ликвидации ЧС могут принять решения о приостановке АСР в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей.
Руководитель АСР обязан:
- произвести разведку и оценить обстановку в месте проведения спасательных работ;
- поставить задачу подразделениям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
- непрерывно следить за изменением обстановки в ходе АСР и принимать соответствующие решения, при необходимости вызывать дополнительные силы и средства и организовать их встречу и расстановку;
- создать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений, питание и отдых;
- назначить ответственного за соблюдением мер безопасности;
- организовать пункты сбора пострадавших и медицинской помощи;
- по окончании работ заслушать командиров (руководителей) подразделений, при необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных участках (секторах);
- определить порядок убытия с места АСР подразделений и взаимодействующих служб.
При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель АСР должен учитывать:
- динамику развития ЧС, воздействия определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств;
- требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций зданий и сооружений и эвакуации имущества;
- необходимость привлечения специальных служб и средств.
При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении АСР, руководитель АСР должен принять решение о перегруппировке и довести его до руководителей подразделений, указав кому, куда и как производить перегруппировку.
2.2.3. Технология АСР.
Технологические приемы и способы ведения АСР выбираются в зависимости от вида аварии (катастрофы, стихийного бедствия), объекта поражения, объемов зон поражения, наличия источников первичного и вторичного заражения, возможности использования средств большой и малой механизации работ, необходимости использования средств защиты, необходимости проведения работ по локализации первичных и вторичных источников поражения и др.
Руководителем АСР объект разбивается на участки (сектора) с назначением руководителей работ на участках. Между руководителями работ на участках и руководителем работ на объекте устанавливается радиосвязь.
При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных подразделений являются их поиск и спасение.
Последовательность мероприятий по выполнению поисково-спасательных работ и способы их проведения определяются конкретно на объекте поражения с целью решения главной задачи - быстрейшее нахождение пострадавших и оказание им медицинской помощи.
Поиск пострадавших осуществляется способами:
- сплошного визуального обследования участка спасательных работ (объекта, здания) поисково-спасательным подразделением, подразделением разведки или специально организованным для этой цели подразделением (группой, командой);
- поиск с применением специально обученной собаки (кинологической), индивидуальной или групповой;
- поиск с использованием специальных акустических приборов в условиях невысоких шумов от работающих механизмов и оборудования;
- поиск пострадавших по свидетельствам очевидцев путем опроса спасенных пострадавших, жильцов здания, подвергшегося поражению; работников предприятия и служащих учреждений, оказавшихся вне здания в момент их разрушения; представителей администрации предприятия, работников жилищно-коммунального хозяйства, воспитателей школьных и детских учреждений и др.; личного состава подразделений, выполняющих спасательные работы.
Устанавливаемые места нахождения людей обозначаются и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.
Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнить это условие, при посменной работе, вся информация о ходе спасательных работ передается при смене. Смены спасателей по возможности организуются поэтапно.
Деблокирование пострадавших осуществляется такими способами:
- устройство лаза в завале с использованием механизмов (приспособлений) или вручную;
- устройство галереи в завале с использованием механизмов и ручного труда;
- устройство галереи в грунте под завалом с применением механизмов рыхления грунта и ручного труда;
- разборка завалов с применением средств механизации и ручного труда;
- устройство прохода (проема) в блокированное помещение с применением механических средств разрушения и ручного труда;
- обеспечением доступа к пострадавшим на верхние этажи (уровни) разрушенных зданий с дальнейшим использованием для спасения людей автолестниц, автоподъемников и вертолетов;
- спасение людей по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам.
Инженерная техника для разработки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций.
Для подъема и перемещения конструкций, по возможности, максимально используется электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
При наличии возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
Руководителем АСР одновременно с поисково-спасательными работами организуется первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушной смеси, истечения СДЯВ, поступления горячей, холодной и канализационных вод и др.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|