Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Главы Администрации Астраханской области от 25.04.1997 № 171
"Об утверждении Программы создания и сохранения рабочих мест в Астраханской области на 1997 - 2000 годы (1 этап)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Астраханской области от 06.11.2007 № 487.



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 1997 г. № 171

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
СОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ
В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ (1 ЭТАП)

В целях решения проблем занятости населения путем создания новых экономически эффективных рабочих мест, а также качественного развития действующих мест и сохранения кадрового потенциала в перспективных отраслях экономики и регионах области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу создания и сохранения рабочих мест в Астраханской области на 1997 - 2000 годы (I этап).
2. Комитету по труду и занятости Астраханской области (Родненко) и комитету экономики и инвестиционной политики Администрации области (Петров) совместно с отраслевыми комитетами, департаментами, управлениями и отделами Администрации области организовать работу по контролю за реализацией Программы по курируемым направлениям.
3. Комитету по труду и занятости Астраханской области ежегодно в срок до 1 марта представлять отчет о реализации Программы Главе Администрации области.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации области Жилкина А.А. и заместителя Главы Администрации области Родненко И.В.

Глава Администрации области
А.П.ГУЖВИН





УТВЕРЖДАЮ
Глава Администрации
Астраханской области
__________А.П.ГУЖВИН
"23" апреля 1997 года

СОГЛАСОВАНО
Председатель координационного
совета по разработке
генеральной схемы создания
рабочих мест на 1997-2000 годы
_______________ А.А.ЖИЛКИН
"23" апреля 1997 года

ПРОГРАММА
СОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ
В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ
(1 ЭТАП)

Паспорт
программы создания и сохранения рабочих мест
(1 этап)

Наименование программы Программа создания и сохранения
рабочих мест (1 этап)
Дата принятия решения о Постановление Правительства РФ
разработке программы от 3 августа 1996 г. № 928 "О
реализации Комплексной
программы мер по созданию и
сохранению рабочих мест на
на 1996 - 2000 годы",
Постановление Главы
Администрации Астраханской
области от 25 октября 1996 г.
№ 350 "О разработке плана
действий по выполнению
постановления Правительства РФ
от 3 августа 1996 г. № 928",
решение координационного совета
по разработке генеральной схемы
создания рабочих мест на
1997 - 2000 годы от 25 марта
1997 года.
Государственный заказчик Администрация Астраханской
программы области.
Основные разработчики Департамент ФСЗ России по
программы Астраханской области.
Цели и задачи программы, Создание новых экономически
важнейшие целевые показатели эффективных рабочих мест, а
также качественное развитие
действующих мест и сохранение
кадрового потенциала в
перспективных отраслях
экономики и регионах области.
Сроки и этапы реализации Программа предполагает два
программы этапа и рассчитана на 1997 -
2000 годы.
Объемы и источники Объемы и источники
финансирования программы финансирования на 1 этапе
определены в рамках Федеральной
целевой программы
социально - экономического
развития Астраханской области
на 1997 - 2000 годы, так как в
основу ее разработки положены
результаты социальной
экспертизы всех подпрограмм и
проектов.
Ожидаемые конечные Реализация программы позволит
результаты программы до 2000 года создать 26.7 тыс.
новых рабочих мест и ежегодно
сохранять в среднем 104.3 тыс.
действующих рабочих мест.
Система организации контроля Контроль за реализацией
за исполнением программы Программы осуществляет
департамент ФСЗ России по
Астраханской области совместно
с заинтересованными органами
исполнительной власти.

Введение

Основанием для разработки 1 этапа региональной программы создания и сохранения рабочих мест являются: Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 768 "О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы", Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 № 928 "О реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы", Постановление Главы Администрации Астраханской области от 25 октября 1996 г. № 350 "О разработке плана действий по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 928 "О реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы", решение координационного совета по разработке генеральной схемы создания рабочих мест на 1997 - 2000 годы от 25 марта 1997 года.
Во исполнение вышеуказанных документов проведена социальная экспертиза всех подпрограмм и проектов, вошедших в состав Федеральной целевой программы социально - экономического развития Астраханской области на 1997 - 2000 годы по оценке их влияния на создание и сохранение рабочих мест.
Учитывая, что Федеральная целевая программа социально - экономического развития области на 1997 - 2000 годы охватывает практически все приоритетные направления развития экономики области, результаты проведенной социальной экспертизы легли в основу разработки 1 этапа региональной программы создания и сохранения рабочих мест.
Цель программы состоит в создании экономически эффективных рабочих мест и сохранении кадрового потенциала в регионах и перспективных отраслях экономики области.
Настоящая программа отражает текущую ситуацию с занятостью, а также содержит прогнозную оценку общей потребности в рабочих местах на 1997 - 2000 годы с учетом демографического развития области, региональной специфики и инвестиционных процессов.

Ситуация на рынке труда области

Структурная перестройка экономики области, общее падение объемов производства привели к сокращению численности занятого населения. По данным облкомстата общая численность занятых всеми видами экономической деятельности на начало 1997 года составила 407.3 тыс. человек, что на 5.3% ниже соответствующего периода прошлого года.
Сокращение общей численности занятых в экономике области сопровождается перераспределением работников между ее отраслями. В сфере материального производства трудится 59.9% от всех занятых, в непроизводственной - 40.1% (в 1995 году соответственно 61.1% и 38.9%). Сокращение численности занятых (от 3 до 17%) имело место в связи, на транспорте, в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, общепите, строительстве. При этом увеличилась численность занятых в кредитных, финансовых и страховых учреждениях (на 5%), образовании (на 3%), жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении и органах управления по 2%.
В области продолжают создаваться, но уже менее интенсивно, чем в предыдущие годы, малые предприятия. На начало текущего года их количество достигло четырех тысяч, численность занятых составила 43.2 тыс. человек, или 13% общей численности работающих на предприятиях и в организациях области.
Для малого бизнеса характерно привлечение работников на условиях совместительства и договоров подряда. Около 14% работающих на малых предприятиях заняты на условиях вторичной занятости. Особенно велика доля этой категории работающих в науке и научном обслуживании (43%), строительстве (22%), образовании, здравоохранении, культуре и искусстве (25%).
В силу своей малочисленности малое предпринимательство не оказывает существенного влияния на улучшение ситуации на рынке труда области. В среднем на одном малом предприятии численность работающих составляет около 10 человек. Поэтому возможность трудоустройства незанятых граждан на малые предприятия по-прежнему невелика.
Сохраняется достаточно высокая подвижность рабочей силы на крупных и средних предприятиях области. Ежегодный уровень выбытия работников составляет 27%, а найма - 22% от среднесписочной численности, то есть сменил место работы каждый пятый работник. В целом по области объемы выбытия только на 81% компенсировались приемом новых работников на эти предприятия (в 1995 году - 95%). При этом в Красноярском районе, на территории которого расположен газоперерабатывающий комплекс, объемы найма превысили численность выбывающих. К районам с наименьшим оборотом рабочей силы относятся Володарский, Лиманский, Харабалинский и Черноярский, ориентированные преимущественно на развитие сельского хозяйства. Отрицательное сальдо движения рабочей силы по совокупности крупных и средних организаций составляет свыше 16 тыс. человек.
Основную часть выбывающих из организаций составляют уволенные по собственному желанию (71%), около 9.2% - в связи с сокращением численности персонала. Уровень высвобождения рабочей силы к концу отчетного года составил 2.5% среднесписочной численности. Абсолютные размеры сокращения персонала возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1.2 раза.
Процесс высвобождения сопровождается сокращением рабочих мест. Отсутствие государственной статистической отчетности по движению рабочих мест не позволяет определить объемы высвобождения рабочих мест. Оценочно, по расчетам службы занятости в течение года ликвидировано 18.3 тыс. рабочих мест, что на 3.7. тыс. мест (20%) больше, чем в 1995 году. Причем менее половины рабочих мест (48%) ликвидируется за счет сокращения штатов, остальные - путем сокращения вакансий.
Спад инвестиционной активности последних лет сказался на создании новых рабочих мест, что обернулось новыми безработными. Число создаваемых рабочих мест составляет всего 12.6% от количества сокращаемых вакансий. За истекший год было создано 2.3 тыс. рабочих мест, что в 2.2 раза меньше, чем в 1995 году. В результате темпы роста численности зарегистрированных безработных значительно опережают темпы роста числа вакансий, что приводит к росту дефицита рабочих мест, который на начало текущего года составил около 23.0 тысяч, а с учетом общей численности незанятых граждан, ищущих работу и квалифицируемых по методологии МОТ как безработные - свыше 63 тысяч.
Кроме того, на предприятиях области продолжает накапливаться скрытая безработица, размеры которой ежемесячно оцениваются в 36 тыс. человек, что составляет около 7.7% экономически активного населения области. Данная категория занятых в любое время может пополнить рынок труда.
По оценке областного комитета статистики общая численность безработных в области достигла на 1 апреля текущего года 62.4 тыс. человек, сократившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 16.6 тыс. человек, или на 21.0%. Официальный статус безработного получил каждый третий из общего количества вынужденно незанятого населения. На конец I квартала численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, составила 23.2 тыс. человек. Их доля в общем числе безработных увеличилась с 35% на 1 апреля 1996 года до 37% на 1 апреля текущего года. Таким образом, ситуация на рынке труда области в отчетном периоде определялась в основном структурным перераспределением безработных по их категориям, а не увеличением масштабов общей безработицы. Уровень зарегистрированной безработицы (к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте) на начало апреля 1997 года составил 4.1%, практически сохраняясь на уровне 4.1 - 4.2% уже в течение десяти месяцев.

Потребность населения области в рабочих местах

Непосредственное влияние на оценку потребности населения в рабочих местах оказывают демографические особенности формирования трудовых ресурсов и уровень социально - экономического развития области.
Оценка управления труда Администрации области показывает, что в предстоящий период 1997 - 2000 годы в отличие от прошлых лет предполагается рост численности населения в трудоспособном возрасте - категории населения, наиболее активно предъявляющей спрос на рабочие места. Это обусловлено в основном, изменением структуры населения. Дети, родившиеся в 1980 годах, когда рождаемость была достаточно высокой, в 1997 - 2000 годах достигнут трудоспособного возраста и будут входить в состав рабочей силы.
При общем росте населения области в 1997 - 2000 годах на 1.6% (по прогнозу облкомстата) численность населения в трудоспособном возрасте увеличится на 5.8% против 3% за 1991 - 1995 годы. В связи с этим численность трудоспособного населения возрастет к 2000 году до 616 тыс. человек против 579.4 тыс. человек в 1995 году.
Удельный вес в трудовых ресурсах лиц старше трудоспособного возраста, занятых в экономике области, в последнее десятилетие сохраняется приблизительно на одном уровне. Поэтому нет серьезных оснований для обоснования создания постоянных рабочих мест специально для этой группы населения.
Миграционный приток в регионы области хотя и будет весь период положительным, но значительно уменьшится по объему и не окажет существенного влияния на прирост трудоспособного населения. К 2005 году миграционный прирост, по расчетным данным, может составить 5 тыс. человек, из них только 3 тыс. человек (70%) составят лица в трудоспособном возрасте, которые могут пополнить рынок труда.
По прогнозу социально - экономического развития области на 1996-2000 годы намечается в 1997 году остановить спад объемов производства и, начиная с 1998 года, наращивать объемы. Предусматривается постепенное увеличение объема инвестиций за счет всех источников финансирования с темпами прироста по I и II вариантам прогноза соответственно - 5% - 12% и 2% - 4% в год. Это позволит дополнительно вовлечь в производство и сферу услуг до половины прироста трудовых ресурсов. Остальные пополнят ряды безработных.
В результате общая потребность в рабочих местах при условии полной занятости составит 500.7 тыс. мест в 1997 году до 523.8 тыс. мест в 2000 году.

(тыс. чел)
   ---------------------------------T--------T--------T--------T--------T---------¬

¦ ¦ 1996 г.¦ 1997 г.¦ 1998 г.¦ 1999 г.¦ 2000 г. ¦
¦ ¦ оценка ¦ прогноз¦ прогноз¦ прогноз¦ прогноз ¦
+--------------------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Потребность в рабочих местах - ¦ 498.5 ¦ 500.7¦ 507.7¦ 514.7¦ 523.8 ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Занятые в экономике области, ¦ 424.0 ¦ 418.9¦ 418.6¦ 421.6¦ 425.1 ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- в материальном производстве ¦ 282.7 ¦ 277.4¦ 277.1¦ 280.0¦ 282.0 ¦
¦- в непроизводственной сфере ¦ 141.3 ¦ 141.5¦ 141.5¦ 141.6¦ 143.1 ¦
¦Незанятое население (общая ¦ 74.4 ¦ 81.8¦ 89.1¦ 93.1¦ 98.7 ¦
¦численность безработных) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------------------+--------+--------+--------+--------+----------


Для полного удовлетворения потребности населения в работе дополнительно потребуется в 1997 году - 81.8 тыс. рабочих мест, в 1998 году - 89.1 тысяч, в 1999 году - 93.1 тысяч, в 2000 году - 98.7 тысяч, а при условии сохранения существующего уровня зарегистрированной безработицы (4.1% к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте): в 1997 году - 57.9 тыс. единиц, в 1998 году - 65.2 тыс. единиц, в 1999 году - 69.1 тыс. единиц, в 2000 году - 74.6 тыс. единиц.

Оценка перспективной структуры занятости
населения области

Сложившаяся ситуация на рынке труда области вызывает необходимость государственной поддержки политики занятости. Проведению целенаправленной финансово - кредитной и инвестиционной политики, ориентирующейся на создание, сохранение и качественное развитие существующих мест, будет способствовать Федеральная целевая программа социально - экономического развития Астраханской области на 1997 - 2000 годы, охватывающая практически все приоритетные направления развития экономики области и предусматривающая привлечение множества источников финансирования, в том числе: федеральный и областной бюджеты, собственные и привлеченные средства предприятий, иностранные инвестиции, внебюджетные фонды и прочие, общим объемом 48.7 трлн. рублей.
Реализация инвестиционных проектов программы приведет к решению двух важных взаимосвязанных задач: прогрессивному изменению структуры занятости и росту за счет этого эффективности самой экономики.
На основе социальной экспертизы всех подпрограмм и проектов, входящих в состав Федеральной целевой программы социально - экономического развития области на 1997 - 2000 годы, определено общее количество вновь создаваемых и сохраняемых рабочих мест в отраслевом и региональном разрезах, а также потребность в подготовке кадров для вновь создаваемых или модернизируемых рабочих мест в разрезе специальностей (приложения 1 - 6).
Реализация программы позволит ежегодно сохранять на предприятиях и в организациях области свыше 104 тыс. рабочих мест и вновь создавать в среднем около 6.7 тыс. рабочих мест. Всего за 1997 - 2000 годы предусмотрено создать свыше 26.7 тыс. рабочих мест, из них 9.3 тыс. мест, или 34.7% предполагается заполнить за счет перераспределения кадров внутри предприятий и 17.4 тыс. мест (65.3%) - за счет приема новых работников.
Потребность в подготовке кадров для вновь создаваемых или модернизируемых рабочих мест на 1997 - 2000 годы составит около 4.6 тыс. человек, из них 4.3 тыс. человек, или 93.5% - по рабочим специальностям.
Реализация настоящей Программы позволит до 2000 года на 35% сократить дополнительную потребность населения в работе и ежегодно поддерживать занятость около 430 тыс. трудоспособных граждан области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru