| |
Постановление Главы Администрации Астраханской области от 25.04.1997 № 171
"Об утверждении Программы создания и сохранения рабочих мест в Астраханской области на 1997 - 2000 годы (1 этап)"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Астраханской области от 06.11.2007 № 487.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 1997 г. № 171
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
СОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ
В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ (1 ЭТАП)
В целях решения проблем занятости населения путем создания новых экономически эффективных рабочих мест, а также качественного развития действующих мест и сохранения кадрового потенциала в перспективных отраслях экономики и регионах области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу создания и сохранения рабочих мест в Астраханской области на 1997 - 2000 годы (I этап).
2. Комитету по труду и занятости Астраханской области (Родненко) и комитету экономики и инвестиционной политики Администрации области (Петров) совместно с отраслевыми комитетами, департаментами, управлениями и отделами Администрации области организовать работу по контролю за реализацией Программы по курируемым направлениям.
3. Комитету по труду и занятости Астраханской области ежегодно в срок до 1 марта представлять отчет о реализации Программы Главе Администрации области.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации области Жилкина А.А. и заместителя Главы Администрации области Родненко И.В.
Глава Администрации области
А.П.ГУЖВИН
УТВЕРЖДАЮ
Глава Администрации
Астраханской области
__________А.П.ГУЖВИН
"23" апреля 1997 года
СОГЛАСОВАНО
Председатель координационного
совета по разработке
генеральной схемы создания
рабочих мест на 1997-2000 годы
_______________ А.А.ЖИЛКИН
"23" апреля 1997 года
ПРОГРАММА
СОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ
В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ
(1 ЭТАП)
Паспорт
программы создания и сохранения рабочих мест
(1 этап)
Наименование программы Программа создания и сохранения
рабочих мест (1 этап)
Дата принятия решения о Постановление Правительства РФ
разработке программы от 3 августа 1996 г. № 928 "О
реализации Комплексной
программы мер по созданию и
сохранению рабочих мест на
на 1996 - 2000 годы",
Постановление Главы
Администрации Астраханской
области от 25 октября 1996 г.
№ 350 "О разработке плана
действий по выполнению
постановления Правительства РФ
от 3 августа 1996 г. № 928",
решение координационного совета
по разработке генеральной схемы
создания рабочих мест на
1997 - 2000 годы от 25 марта
1997 года.
Государственный заказчик Администрация Астраханской
программы области.
Основные разработчики Департамент ФСЗ России по
программы Астраханской области.
Цели и задачи программы, Создание новых экономически
важнейшие целевые показатели эффективных рабочих мест, а
также качественное развитие
действующих мест и сохранение
кадрового потенциала в
перспективных отраслях
экономики и регионах области.
Сроки и этапы реализации Программа предполагает два
программы этапа и рассчитана на 1997 -
2000 годы.
Объемы и источники Объемы и источники
финансирования программы финансирования на 1 этапе
определены в рамках Федеральной
целевой программы
социально - экономического
развития Астраханской области
на 1997 - 2000 годы, так как в
основу ее разработки положены
результаты социальной
экспертизы всех подпрограмм и
проектов.
Ожидаемые конечные Реализация программы позволит
результаты программы до 2000 года создать 26.7 тыс.
новых рабочих мест и ежегодно
сохранять в среднем 104.3 тыс.
действующих рабочих мест.
Система организации контроля Контроль за реализацией
за исполнением программы Программы осуществляет
департамент ФСЗ России по
Астраханской области совместно
с заинтересованными органами
исполнительной власти.
Введение
Основанием для разработки 1 этапа региональной программы создания и сохранения рабочих мест являются: Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 768 "О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы", Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 № 928 "О реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы", Постановление Главы Администрации Астраханской области от 25 октября 1996 г. № 350 "О разработке плана действий по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 928 "О реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы", решение координационного совета по разработке генеральной схемы создания рабочих мест на 1997 - 2000 годы от 25 марта 1997 года.
Во исполнение вышеуказанных документов проведена социальная экспертиза всех подпрограмм и проектов, вошедших в состав Федеральной целевой программы социально - экономического развития Астраханской области на 1997 - 2000 годы по оценке их влияния на создание и сохранение рабочих мест.
Учитывая, что Федеральная целевая программа социально - экономического развития области на 1997 - 2000 годы охватывает практически все приоритетные направления развития экономики области, результаты проведенной социальной экспертизы легли в основу разработки 1 этапа региональной программы создания и сохранения рабочих мест.
Цель программы состоит в создании экономически эффективных рабочих мест и сохранении кадрового потенциала в регионах и перспективных отраслях экономики области.
Настоящая программа отражает текущую ситуацию с занятостью, а также содержит прогнозную оценку общей потребности в рабочих местах на 1997 - 2000 годы с учетом демографического развития области, региональной специфики и инвестиционных процессов.
Ситуация на рынке труда области
Структурная перестройка экономики области, общее падение объемов производства привели к сокращению численности занятого населения. По данным облкомстата общая численность занятых всеми видами экономической деятельности на начало 1997 года составила 407.3 тыс. человек, что на 5.3% ниже соответствующего периода прошлого года.
Сокращение общей численности занятых в экономике области сопровождается перераспределением работников между ее отраслями. В сфере материального производства трудится 59.9% от всех занятых, в непроизводственной - 40.1% (в 1995 году соответственно 61.1% и 38.9%). Сокращение численности занятых (от 3 до 17%) имело место в связи, на транспорте, в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, общепите, строительстве. При этом увеличилась численность занятых в кредитных, финансовых и страховых учреждениях (на 5%), образовании (на 3%), жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении и органах управления по 2%.
В области продолжают создаваться, но уже менее интенсивно, чем в предыдущие годы, малые предприятия. На начало текущего года их количество достигло четырех тысяч, численность занятых составила 43.2 тыс. человек, или 13% общей численности работающих на предприятиях и в организациях области.
Для малого бизнеса характерно привлечение работников на условиях совместительства и договоров подряда. Около 14% работающих на малых предприятиях заняты на условиях вторичной занятости. Особенно велика доля этой категории работающих в науке и научном обслуживании (43%), строительстве (22%), образовании, здравоохранении, культуре и искусстве (25%).
В силу своей малочисленности малое предпринимательство не оказывает существенного влияния на улучшение ситуации на рынке труда области. В среднем на одном малом предприятии численность работающих составляет около 10 человек. Поэтому возможность трудоустройства незанятых граждан на малые предприятия по-прежнему невелика.
Сохраняется достаточно высокая подвижность рабочей силы на крупных и средних предприятиях области. Ежегодный уровень выбытия работников составляет 27%, а найма - 22% от среднесписочной численности, то есть сменил место работы каждый пятый работник. В целом по области объемы выбытия только на 81% компенсировались приемом новых работников на эти предприятия (в 1995 году - 95%). При этом в Красноярском районе, на территории которого расположен газоперерабатывающий комплекс, объемы найма превысили численность выбывающих. К районам с наименьшим оборотом рабочей силы относятся Володарский, Лиманский, Харабалинский и Черноярский, ориентированные преимущественно на развитие сельского хозяйства. Отрицательное сальдо движения рабочей силы по совокупности крупных и средних организаций составляет свыше 16 тыс. человек.
Основную часть выбывающих из организаций составляют уволенные по собственному желанию (71%), около 9.2% - в связи с сокращением численности персонала. Уровень высвобождения рабочей силы к концу отчетного года составил 2.5% среднесписочной численности. Абсолютные размеры сокращения персонала возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1.2 раза.
Процесс высвобождения сопровождается сокращением рабочих мест. Отсутствие государственной статистической отчетности по движению рабочих мест не позволяет определить объемы высвобождения рабочих мест. Оценочно, по расчетам службы занятости в течение года ликвидировано 18.3 тыс. рабочих мест, что на 3.7. тыс. мест (20%) больше, чем в 1995 году. Причем менее половины рабочих мест (48%) ликвидируется за счет сокращения штатов, остальные - путем сокращения вакансий.
Спад инвестиционной активности последних лет сказался на создании новых рабочих мест, что обернулось новыми безработными. Число создаваемых рабочих мест составляет всего 12.6% от количества сокращаемых вакансий. За истекший год было создано 2.3 тыс. рабочих мест, что в 2.2 раза меньше, чем в 1995 году. В результате темпы роста численности зарегистрированных безработных значительно опережают темпы роста числа вакансий, что приводит к росту дефицита рабочих мест, который на начало текущего года составил около 23.0 тысяч, а с учетом общей численности незанятых граждан, ищущих работу и квалифицируемых по методологии МОТ как безработные - свыше 63 тысяч.
Кроме того, на предприятиях области продолжает накапливаться скрытая безработица, размеры которой ежемесячно оцениваются в 36 тыс. человек, что составляет около 7.7% экономически активного населения области. Данная категория занятых в любое время может пополнить рынок труда.
По оценке областного комитета статистики общая численность безработных в области достигла на 1 апреля текущего года 62.4 тыс. человек, сократившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 16.6 тыс. человек, или на 21.0%. Официальный статус безработного получил каждый третий из общего количества вынужденно незанятого населения. На конец I квартала численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, составила 23.2 тыс. человек. Их доля в общем числе безработных увеличилась с 35% на 1 апреля 1996 года до 37% на 1 апреля текущего года. Таким образом, ситуация на рынке труда области в отчетном периоде определялась в основном структурным перераспределением безработных по их категориям, а не увеличением масштабов общей безработицы. Уровень зарегистрированной безработицы (к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте) на начало апреля 1997 года составил 4.1%, практически сохраняясь на уровне 4.1 - 4.2% уже в течение десяти месяцев.
Потребность населения области в рабочих местах
Непосредственное влияние на оценку потребности населения в рабочих местах оказывают демографические особенности формирования трудовых ресурсов и уровень социально - экономического развития области.
Оценка управления труда Администрации области показывает, что в предстоящий период 1997 - 2000 годы в отличие от прошлых лет предполагается рост численности населения в трудоспособном возрасте - категории населения, наиболее активно предъявляющей спрос на рабочие места. Это обусловлено в основном, изменением структуры населения. Дети, родившиеся в 1980 годах, когда рождаемость была достаточно высокой, в 1997 - 2000 годах достигнут трудоспособного возраста и будут входить в состав рабочей силы.
При общем росте населения области в 1997 - 2000 годах на 1.6% (по прогнозу облкомстата) численность населения в трудоспособном возрасте увеличится на 5.8% против 3% за 1991 - 1995 годы. В связи с этим численность трудоспособного населения возрастет к 2000 году до 616 тыс. человек против 579.4 тыс. человек в 1995 году.
Удельный вес в трудовых ресурсах лиц старше трудоспособного возраста, занятых в экономике области, в последнее десятилетие сохраняется приблизительно на одном уровне. Поэтому нет серьезных оснований для обоснования создания постоянных рабочих мест специально для этой группы населения.
Миграционный приток в регионы области хотя и будет весь период положительным, но значительно уменьшится по объему и не окажет существенного влияния на прирост трудоспособного населения. К 2005 году миграционный прирост, по расчетным данным, может составить 5 тыс. человек, из них только 3 тыс. человек (70%) составят лица в трудоспособном возрасте, которые могут пополнить рынок труда.
По прогнозу социально - экономического развития области на 1996-2000 годы намечается в 1997 году остановить спад объемов производства и, начиная с 1998 года, наращивать объемы. Предусматривается постепенное увеличение объема инвестиций за счет всех источников финансирования с темпами прироста по I и II вариантам прогноза соответственно - 5% - 12% и 2% - 4% в год. Это позволит дополнительно вовлечь в производство и сферу услуг до половины прироста трудовых ресурсов. Остальные пополнят ряды безработных.
В результате общая потребность в рабочих местах при условии полной занятости составит 500.7 тыс. мест в 1997 году до 523.8 тыс. мест в 2000 году.
(тыс. чел)
---------------------------------T--------T--------T--------T--------T---------¬
¦ ¦ 1996 г.¦ 1997 г.¦ 1998 г.¦ 1999 г.¦ 2000 г. ¦
¦ ¦ оценка ¦ прогноз¦ прогноз¦ прогноз¦ прогноз ¦
+--------------------------------+--------+--------+--------+--------+---------+
¦Потребность в рабочих местах - ¦ 498.5 ¦ 500.7¦ 507.7¦ 514.7¦ 523.8 ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Занятые в экономике области, ¦ 424.0 ¦ 418.9¦ 418.6¦ 421.6¦ 425.1 ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- в материальном производстве ¦ 282.7 ¦ 277.4¦ 277.1¦ 280.0¦ 282.0 ¦
¦- в непроизводственной сфере ¦ 141.3 ¦ 141.5¦ 141.5¦ 141.6¦ 143.1 ¦
¦Незанятое население (общая ¦ 74.4 ¦ 81.8¦ 89.1¦ 93.1¦ 98.7 ¦
¦численность безработных) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------------------+--------+--------+--------+--------+----------
Для полного удовлетворения потребности населения в работе дополнительно потребуется в 1997 году - 81.8 тыс. рабочих мест, в 1998 году - 89.1 тысяч, в 1999 году - 93.1 тысяч, в 2000 году - 98.7 тысяч, а при условии сохранения существующего уровня зарегистрированной безработицы (4.1% к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте): в 1997 году - 57.9 тыс. единиц, в 1998 году - 65.2 тыс. единиц, в 1999 году - 69.1 тыс. единиц, в 2000 году - 74.6 тыс. единиц.
Оценка перспективной структуры занятости
населения области
Сложившаяся ситуация на рынке труда области вызывает необходимость государственной поддержки политики занятости. Проведению целенаправленной финансово - кредитной и инвестиционной политики, ориентирующейся на создание, сохранение и качественное развитие существующих мест, будет способствовать Федеральная целевая программа социально - экономического развития Астраханской области на 1997 - 2000 годы, охватывающая практически все приоритетные направления развития экономики области и предусматривающая привлечение множества источников финансирования, в том числе: федеральный и областной бюджеты, собственные и привлеченные средства предприятий, иностранные инвестиции, внебюджетные фонды и прочие, общим объемом 48.7 трлн. рублей.
Реализация инвестиционных проектов программы приведет к решению двух важных взаимосвязанных задач: прогрессивному изменению структуры занятости и росту за счет этого эффективности самой экономики.
На основе социальной экспертизы всех подпрограмм и проектов, входящих в состав Федеральной целевой программы социально - экономического развития области на 1997 - 2000 годы, определено общее количество вновь создаваемых и сохраняемых рабочих мест в отраслевом и региональном разрезах, а также потребность в подготовке кадров для вновь создаваемых или модернизируемых рабочих мест в разрезе специальностей (приложения 1 - 6).
Реализация программы позволит ежегодно сохранять на предприятиях и в организациях области свыше 104 тыс. рабочих мест и вновь создавать в среднем около 6.7 тыс. рабочих мест. Всего за 1997 - 2000 годы предусмотрено создать свыше 26.7 тыс. рабочих мест, из них 9.3 тыс. мест, или 34.7% предполагается заполнить за счет перераспределения кадров внутри предприятий и 17.4 тыс. мест (65.3%) - за счет приема новых работников.
Потребность в подготовке кадров для вновь создаваемых или модернизируемых рабочих мест на 1997 - 2000 годы составит около 4.6 тыс. человек, из них 4.3 тыс. человек, или 93.5% - по рабочим специальностям.
Реализация настоящей Программы позволит до 2000 года на 35% сократить дополнительную потребность населения в работе и ежегодно поддерживать занятость около 430 тыс. трудоспособных граждан области.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|