Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Главы Администрации Астраханской области от 01.12.1997 № 477
"Об утверждении Типового положения о порядке проведения экспертизы при лицензировании отдельных видов деятельности"

Официальная публикация в СМИ:
"Астраханские известия", № 8, 1998


Утратил силу в связи с изданием Постановления Главы Администрации Астраханской области от 26.12.2000 № 522.



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 1997 г. № 477

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.94 № 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 02.07.96 № 18-43 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе государственной вневедомственной экспертизы Российской Федерации", приказами и рекомендациями министерств и ведомств, а также в целях упорядочения деятельности организаций, выдающих заключения соискателям лицензий постановляю:
1. Утвердить Типовое положение о порядке проведения экспертизы при лицензировании отдельных видов деятельности (прилагается).
2. Лицензионной палате Администрации области (Маркелов):
- аккредитовать при лицензионной палате экспертные базовые
центры по всем видам деятельности, а также отдельных
экспертов;
- составить единый областной реестр органов вневедомственной
экспертизы, сертификации, испытательных лабораторий и
центров, отдельных специалистов-экспертов, аккредитованных
министерствами и ведомствами Российской Федерации;
- спорные вопросы, апелляции и жалобы рассматривать в
установленном порядке на экспертно-апелляционном совете;
- согласовывать совместно с отделом ценовой политики
Администрации области калькуляции на экспертизу лицензиатов, финансируемых из бюджета всех уровней.
3. Информационной службе администрации области (Перепеченов) данное постановление довести до сведения населения через средства массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации области Володина Э.М.

Глава Администрации области
А.П.ГУЖВИН





Утверждено
Постановлением Главы Администрации
области от 1 декабря 1997 г. № 477

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Общие положения и понятия

1.1. Настоящее Положение содержит условия, порядок и сроки проведения экспертизы материалов и документов, представленных заявителем для получения лицензий на различные виды деятельности, отнесенных к компетенции Астраханской области и предназначенных для применения уполномоченными Администрацией области лицензионными органами, привлекаемыми для рассмотрения соответствующих материалов экспертными организациями и экспертами, а также заявителями-лицензиатами по отдельным видам деятельности.
1.2. Под экспертизой понимается проведение обследования для проверки наличия у соискателя лицензии условий выполнения лицензируемого вида деятельности.
1.3. Общий термин "экспертиза" включает в себя:
- экспертизу документов, представляемых соискателем в
лицензионный орган (проводят специалисты лицензионного
органа);
- предварительная экспертиза (проводится экспертными
организациями или специалистами-экспертами по отдельным видам
деятельности, специфика которых обуславливает необходимость
проведения предупредительного контроля);
- дополнительная экспертиза;
- независимая экспертиза.
1.4. Цель экспертизы - предотвращение проникновения на рынок услуг, выполняемых с нарушением действующего законодательства, наносящих вред жизни и здоровью людей, окружающей среде, экономике и др.
1.5. По результатам экспертизы оформляются акты экспертизы экспертных организаций и экспертов, с учетом которых органами лицензирования принимаются решения о выдаче разрешений на деятельность.
Заключение экспертизы и ее рекомендации являются обязательными документами для исполнения как заявителями-лицензиатами, так и другими заинтересованными лицами или находящимися в организационных, технико-экономических и финансовых связях с заявителем организациями, а также являются основанием для принятия решения лицензионным органам.

2. Порядок организации проведения экспертизы

2.1. Обязательное проведение экспертизы определяется следующими условиями:
- по отдельным видам деятельности в Положении о
лицензировании предусмотрено обязательное экспертное
заключение базовых центров (предупредительный контроль);
- отсутствие в материалах и документах заявителя необходимой
информации или обнаружение недостоверных или искаженных
данных;
- наличие в заключениях государственных органов контроля
особых предписаний по осуществлению лицензируемой
деятельности или отрицательных заключений этих органов;
- отсутствие мероприятий по повышению уровня качества
деятельности;
- наличие жалоб и претензий к заявителю на качество
оказываемых им услуг от потребителей, заказчиков;
- наличие претензий к заявителю со стороны органов местного
самоуправления области о несоблюдении их требований и
распоряжений в отношении деятельности заявителя.
2.2. Не требуется проведение экспертизы в случаях объединяющих следующие условия (в зависимости от вида деятельности):
- наличие положительных заключений государственных органов
контроля о соответствии условий выполнения работ
установленным требованиям, нормам и правилам;
- наличие положительных отзывов о деятельности заявителя от
органов местного самоуправления области, заказчиков,
потребителей услуг;
- достаточная организационно-техническая и
нормативно-методическая оснащенность заявителя для
осуществления лицензионной деятельности;
- достаточный уровень квалификации специалистов и рабочих для
выполнения лицензируемых работ;
- низкий уровень (или отсутствие) аварийности и
производственного травматизма на лицензируемых объектах;
- достаточный уровень готовности к выполнению работ в
аварийных ситуациях.
2.3. Дополнительная экспертиза при принятии решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности производится в случаях:
- возникновения спорных вопросов при выдаче лицензий;
- несогласия лицензионного органа с экспертным заключением;
- несогласия заявителя с экспертным заключением или выводами
лицензионного органа.
Продолжительность проведения дополнительной экспертизы не более 15 дней.
2.4. В отдельных случаях, а именно: в случае несогласия лицензионного органа или соискателя лицензии с выводами дополнительной экспертизы, может проводиться независимая экспертиза.
Срок проведения ее - 15 дней, в отдельных случаях, в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов, руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, срок проведения независимой экспертизы может быть продлен на 30 дней.
2.5. Для проведения экспертиз лицензионная палата Администрации области проводит аккредитацию экспертных базовых центров, экспертных организаций и отдельных экспертов-специалистов.
Органы вневедомственной экспертизы, сертификации, испытательные лаборатории и центры, отдельные эксперты, аккредитованные министерствами и ведомствами Российской Федерации, регистрируются лицензионной палатой Администрации области путем внесения данных в единый областной реестр.
2.6. В качестве экспертов могут выступать:
- территориальные (региональные) подразделения органов
государственного контроля, государственной экспертизы;
- проектные, проектно-технологические,
научно-исследовательские, изыскательские, государственные
образовательные учреждения и организации, профессиональные
ассоциации;
- отдельные специалисты, представляющие органы
государственного управления и контроля, экспертные и
специализированные организации, а также специалисты, имеющие
ученые звания и научные публикации, сертификаты,
подтверждающие высокую квалификацию.
2.7. Экспертный базовый центр (ЭБЦ):
- организует по поручению лицензионного органа комплексную
экспертизу или экспертизу отдельных вопросов по материалам и
документам заявителя-лицензиата;
- определяет необходимость проведения дополнительной, в том
числе независимой экспертизы;
- подготавливает и предоставляет в лицензионный орган сводные
экспертные заключения на получение заявителем лицензии;
- согласовывает с органами государственного контроля
возможности заявителя по выполнению отдельных требований,
норм и правил, установленных этими органами, сроки и
мероприятия по устранению имеющихся на лицензируемых объектах
нарушений действующих требований;
- рассматривает разногласия по вопросам экспертизы материалов
и документов заявителей, проведенной экспертными
организациями и экспертами;
- осуществляет выборочный контроль за качеством деятельности;
- организует по договорам с лицензиатами выполнение актов
предписаний государственных органов контроля и
организационно-технических мероприятий по повышению уровня
осуществления лицензируемой деятельности.
2.8. Специализированные экспертные организации, организации, привлеченные к экспертизе, а также эксперты:
- проводят по поручению лицензионного органа или ЭБЦ
экспертизу отдельных вопросов по материалам и документам
заявителя-лицензиата, относящимся к их компетенции;
- подготавливают и представляют в лицензионный орган и ЭБЦ
экспертные заключения на получение заявителем лицензии;
- подготавливает предложения для заявителя по выполнению
отдельных требований норм и правил, установленных органами
государственного контроля, о мероприятиях и сроках по
устранению имеющихся на лицензируемых объектах нарушений
действующих требований;
- участвуют по договорам с лицензиатами и ЭБЦ в выполнении
актов-предписаний государственных органов контроля и
организационно-технических мероприятий по повышению уровня
осуществления лицензируемой деятельности.
2.9. При рассмотрении материалов и документов, представленных для получения лицензии, и в случае установленной необходимости проведения экспертизы лицензионные органы оформляют направление материалов на экспертизу в зависимости от количества подлежащих рассмотрению вопросов:
- при необходимости проведения экспертизы по отдельным
вопросам деятельности заявителя - в специализированные
экспертные организации, в чьей компетенции находится
рассмотрение соответствующих вопросов или ЭБЦ;
- при необходимости проведения комплексной экспертизы по
нескольким вопросам деятельности заявителя или в целом ЭБЦ.
2.10. По соглашению между ЭБЦ и экспертными организациями (экспертами), а также, когда требуется проведение экспертизы у заявителя двумя и более экспертными организациями, генподрядный договор с заявителем заключается с ЭБЦ, либо, по его поручению, с одной из экспертных организаций.
2.11. Решение о проведении в отдельных случаях независимой экспертизы принимается органом лицензирования или ЭБЦ при следующих условиях:
- возникновение спорных вопросов при выдаче лицензий;
- наличие в экспертных заключениях рекомендаций по проведению
экспертизы отдельных направлений деятельности другими
специалистами;
- выявление фактов несоответствия требованиям, предъявляемым
органами, уполномоченными на ведение лицензионной
деятельности, к содержанию экспертных заключений;
- необходимость проведения лицензиатами дополнительных
мероприятий по устранению выявленных экспертными заключениями
фактов, не соответствующих требуемым нормам.
2.12. Экспертиза материалов и документов, представляемых заявителями для получения лицензии, может осуществляться не только по решению лицензионного органа, но и по решению заявителя на добровольной основе: как перед подачей заявления на получение лицензии, так и в период его рассмотрения. При этом, по просьбе заявителя, рассмотрение документации может проводиться как в полном объеме, так и отдельных вопросов, что определяется договором на проведение экспертизы.

3. Порядок представления заявителем
документации на экспертизу

3.1. Заявителями представляется в ЭБЦ (или специализированные экспертные организации) направление органа лицензирования (или ЭБЦ) и весь объем документации, представляемой для получения лицензии.
3.2. Объем документации, подлежащей рассмотрению в порядке проведения экспертизы, определяется экспертной организацией. При необходимости экспертная организация по вопросам, относящимся к ее компетенции, имеет право запросить у лицензиата дополнительную информацию по рассматриваемой деятельности.
3.3. Комплектность представленных материалов, их соответствие требованиям действующих нормативных документов по составу и содержанию проверяется экспертной организацией в пятидневный срок с даты их получения.
3.4. При установлении комплектности документации или неполного ее содержания экспертная организация уведомляет заявителя о необходимости представления недостающих материалов, документов или данных. В этом случае экспертной организацией может быть принято решение об отклонении рассмотрения документации до ее укомплектования.
3.5. Если в период проведения экспертизы документации заявителя обнаруживается недостоверность сведений, представленных в документах на лицензирование, экспертиза прекращается и документы возвращаются заявителю. Новый срок рассмотрения документов исчисляется с момента повторной их подачи.
3.6. При повторной экспертизе представляются:
- пояснительная записка к доработанным по замечаниям
экспертной организации документам с уточненными данными и
сведениями;
- документация, в которую внесены изменения и дополнения по
результатам предыдущего рассмотрения.

4. Основные требования к экспертным заключениям

4.1. Экспертные организации, осуществляющие экспертизу документации заявителя, подготавливают экспертное заключение по рассматриваемым ими вопросам лицензируемой деятельности.
4.2. ЭБЦ, осуществляющий комплексную экспертизу подготавливает сводное экспертное заключение по рассматриваемой документации заявителя в целом с учетом заключений экспертных организаций, принимавших участие в рассмотрении материалов и документов заявителя.
4.3. Экспертное заключение должно содержать:
- краткую характеристику заявителя, выполняемой им
лицензируемой деятельности, а также условий ее осуществления;
- оценку состава и комплектности представленных материалов,
полноты и качества изложенной информации;
- конкретные замечания и предложения по рассматриваемым
материалам и документам, изменения и дополнения, внесенные в
процессе экспертизы;
- оценку возможности осуществления заявителем лицензируемой
деятельности с учетом технической, экологической,
санитарно-эпидемиологической, противопожарной безопасности,
эксплуатационной надежности, конкурентноспособности
выполняемых работ и оказываемых заявителем услуг, социальной
значимости объектов, на которых осуществляется лицензируемая
деятельность и т.п.;
- предложения по повышению экономической эффективности,
надежности эксплуатируемых объектов, безопасности работ,
более рациональному использованию ресурсов;
- рекомендации по дополнительной проработке отдельных
вопросов по осуществляемой деятельности при последующем
лицензировании;
- рекомендации о разрешении или отказе в выдаче лицензии на
рассматриваемую деятельность;
- рекомендации по срокам действия лицензий, исходя из
объективной оценки возможностей конкретных лицензиатов.
4.4. По документации заявителя, рассматриваемой в порядке выборочной экспертизы, подготавливаются рекомендации о разрешении или невозможности осуществления заявителем лицензируемой деятельности в целом.
При этом указывается необходимость доработки соответствующей документации.
По объектам, находящимся в эксплуатации, указываются отдельные виды работ, которые могут выполняться заявителями до доработки ими необходимых материалов и документов.
4.5. При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение эксплуатационных технических характеристик объектов, или создать иные аварийные ситуации, или причинить вред здоровью человека, окружающей среде, экономике, экспертным органом вносится предложение об отказе в выдаче лицензии, приостановлении или аннулировании ее действия, а также готовятся необходимые предписания в государственные органы контроля и управления.
4.6. Заключение утверждается руководителем экспертной организации и направляется заявителю и органу лицензирования (или ЭБЦ), оформившему направление на экспертизу.
При проведении комплексной экспертизы документации заявителя сводное экспертное заключение утверждается руководителями всех экспертных организаций, участвующих в рассмотрении отдельных вопросов деятельности заявителя по одному пакету документов.
4.7. Экспертные заключения рассматриваются органом лицензирования в присутствии экспертов, подготовивших заключение, и представителя лицензиата, которому направляется официальное приглашение. Отсутствие на заседании представителя лицензиата не является основанием для переноса рассмотрения заявления. Заключение экспертизы является определяющим для принятия соответствующего решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии.
4.8. В случае отрицательного экспертного заключения, отрицательных заключений органов государственного контроля лицензионный орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии.
Подать новое заявление на получение лицензии заявитель может после выполнения предписания органа государственного контроля.

5. Сроки проведения экспертизы

5.1. Сроки проведения экспертизы материалов и документов, представляемых заявителем для получения лицензии, определяется в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов и устанавливаются договором между заявителем и экспертной организацией.
5.2. Сроки проведения экспертизы не должны превышать сроков, установленных для представления экспертных заключений.
5.3. Для принятия решения органами лицензирования о выдаче или отказе в выдаче лицензии экспертные заключения (включая сводные - по результатам комплексной экспертизы) должны представляться в эти органы не позднее следующих сроков со дня подачи лицензиатом заявления с необходимыми документами:
- 25 дней - в случаях необходимости проведения экспертизы;
- 45 дней - в случаях необходимости проведения
дополнительной, в том числе независимой экспертизы;
- 75 дней - в отдельных случаях в зависимости от сложности и
объема подлежащих экспертизе материалов.
5.4. Сроком начала экспертизы является дата утверждения руководителем экспертной организации плана ее проведения или подписания договора на экспертизу, а окончания - дата отправки заключения лицензиату и в орган лицензирования.

6. Порядок платы за проведение экспертизы

Расходы, связанные с проведением предварительной, независимой экспертизы, а также экспертизы документов, не включаются в плату за рассмотрение заявления и выдачу лицензии, а возмещаются лицензиатом отдельно.
В случае проведения экспертизы органами государственной вневедомственной экспертизы ее оплата осуществляется по технически обоснованным ценам и нормативам, утвержденным министерствами, ведомствами или Администрацией области (согласно приложению).
Если экспертиза проводится органами, находящимися на полном хозяйственном расчете, или отдельными экспертами, оплата ее производится по расценкам, разработанным на основе трудозатрат, калькуляции, технически обоснованных норм и согласованным с лицензионной палатой Администрации области по договоренности как через текущий счет по прочим внебюджетным средствам (аккумуляционный счет) лицензионной палаты Администрации области, так и расчетный счет органов экспертизы - экспертных базовых центров.
Плата за проведение экспертизы (далее - плата) устанавливается в зависимости от количества видов и объемов работ.
Размер максимальной расчетной платы не должны превышать 40 минимальных месячных размеров оплаты труда. В отдельных случаях, связанных с выездом специалистов в населенные пункты области, использованием дорогостоящего оборудования, реактивов и т.д., размер ее может увеличиваться до 100 минимальных месячных размеров оплаты труда.
В случае принятия отрицательного решения при проведении экспертизы внесенная плата субъекту лицензирования не возвращается.

7. Ответственность органов экспертизы

Органы экспертизы, а также физические лица - специалисты-эксперты несут в соответствии с действующим законодательством ответственность за заведомо ложное заключение, влекущее за собой либо неправомерную выдачу лицензии, либо ограничение прав и законных интересов соискателей лицензии.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru