Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Закон Астраханской области от 19.08.1996 № 16
(ред. от 18.05.1998)
"О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления Астраханской области"
(принят Астраханским областным Представительным Собранием 30.07.1996)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области", № 7, август, 1996 "Астраханские известия", № 35, 1996.



Утратил силу в связи с принятием Закона Астраханской области от 29.06.2000 № 27/2000-ОЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Вступает в силу со дня официального опубликования (статья 65 настоящего Закона).



19 августа 1996 года № 16

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

О ВЫБОРАХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Законов Астраханской области от 04.10.96 № 20, от 08.10.96 № 24,
от 10.11.96 № 28, от 28.04.97 № 10, от 11.03.98 № 6,
от 18.05.98 № 15)

Настоящий закон определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Законом Астраханской области "О местном самоуправлении в Астраханской области" порядок проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления Астраханской области.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основы избирательной системы

1. Выборы органов и должностных лиц местного самоуправления проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Выборы в представительные органы местного самоуправления проводятся на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат), либо по многомандатным (один округ - несколько депутатов) избирательным округам на основе единой для данного органа местного самоуправления нормы представительства.
3. Выборы главы муниципального образования проводятся в соответствии с настоящим законом применительно к выборам депутатов по одномандатным округом, при этом избирательным округом является вся территория муниципального образования.
4. Участие граждан в выборах является добровольным и их волеизъявление свободным.

Статья 2. Законодательство о выборах

Условия, порядок подготовки и проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" , иным федеральным законодательством, Законом области "О местном самоуправлении в Астраханской области", настоящим законом области, уставами муниципальных образований, а также принимаемыми на их основе представительными органами местного самоуправления положениями о выборах.
В случае отсутствия в настоящем Законе норм, регулирующих отношения, установленные федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", действуют соответствующие нормы Федерального закона.

Статья 3. Избирательное право

1. Право избирать (активное избирательное право) органы и должностных лиц местного самоуправления принадлежит каждому жителю области - гражданину Российской Федерации, достигшему на день выборов 18-летнего возраста и постоянно проживающему на территории соответствующего муниципального образования.
2. Право быть избранным (пассивное избирательное право) (за исключением избрания на должность главы муниципального образования) принадлежит каждому жителю области, гражданину Российской Федерации, достигшего на день выборов 18-летнего возраста и постоянно проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
3. Право быть избранным главой муниципального образования принадлежит гражданину, достигшему на день выборов 21 года, обладающему активным избирательным правом и постоянно проживающим на территории Астраханской области не менее одного года, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования.
4. Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся на день выборов в местах лишения свободы по приговору суда.
5. Избирателю, выбывающему за пределы территории муниципального образования, но не ранее, чем за 15 дней, предоставляется право досрочного голосования.
6. Контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.

Статья 4. Органы, обеспечивающие подготовку и проведение выборов

Подготовку и проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, которые в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и иных органов и организаций.
Избирательные комиссии работают коллегиально, подготовка и проведение выборов осуществляются открыто и гласно.

Статья 5. Численный состав депутатов представительного органа местного самоуправления

Численный состав депутатов представительного органа местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований.
(в ред. Закона Астраханской области от 04.10.96 № 20)

Глава II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ВЫБОРОВ
И ОБРАЗОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ

Статья 6. Порядок назначения выборов

1. Выборы на территории муниципального образования или его части назначаются в соответствии с уставом муниципального образования представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования, при отсутствии устава - представительным органом местного самоуправления, а при его отсутствии - Астраханским областным Представительным Собранием.
(в ред. Закона Астраханской области от 10.11.96 № 28)
2. Решение о дате проведения выборов обнародуется (публикуется) не позднее, чем за 60 дней до дня выборов.

Статья 7. Порядок образования избирательных округов

1. Избирательные округа по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления образуются территориальной избирательной комиссией и утверждаются соответствующими представительными органами местного самоуправления.
2. Образование избирательных округов проводится на основании данных о количестве избирателей, предоставляемых главой муниципального образования.
3. При образовании избирательных округов территориальная избирательная комиссия учитывает административно-территориальное деление и иные особенности территории. Допускается взаимное отклонение от средней нормы представительства избирателей в округе в пределах 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов.
4. Избирательные округа в своей совокупности должны охватывать всю территорию административно-территориальной единицы.
5. Избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий.
Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей территориальной избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом местного самоуправления. Списки (схемы) избирательных округов с указанием их границ, численности и места нахождения избирательных комиссий публикуются (обнародуются) территориальной избирательной комиссией не позднее, чем за 60 дней до выборов.

Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ,
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья 8. Образование избирательных участков

Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах образуются избирательные участки.
Избирательные участки образуются с учетом границ населенных пунктов с целью создания максимальных удобств для избирателей.
В больницах, санаториях, домах отдыха, следственных изоляторах и других местах временного пребывания избирателей, которые входят в избирательные округа, избирательные участки могут образовываться по месту их расположения. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Избирательные участки в воинских частях могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами области и иными нормативными правовыми актами областного Представительного Собрания.

Статья 9. Порядок и норма образования избирательных участков

1. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующей территориальной (окружной) избирательной комиссией не позднее, чем за 45 дней до выборов.
В больницах, санаториях, домах отдыха, следственных изоляторах, на судах, находящихся в плавании и других местах временного пребывания избирателей избирательные участки могут образовываться в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее 5 дней до выборов.
2. Избирательные участия образуются из расчета не более 3000 избирателей.
Глава муниципального образования оповещает избирателей о границах каждого избирательного участка с указанием места нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования не позднее, чем за 40 дней до выборов.
3. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.
4. Нумерация избирательных участков в целом по области устанавливается избирательной комиссией Астраханской области.

Статья 10. Порядок включения в список избирателей

В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям статьи 3 настоящего Закона.

Статья 11. Порядок составления списка избирателей

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией по каждому избирательному участку на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой муниципального образования.
Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.
2. Список избирателей составляется в двух экземплярах, в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, номерам квартир), удобном для организации голосования порядке и подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения) и адрес каждого избирателя. Один из подписанных списков направляется в окружную избирательную комиссию не позднее, чем за 16 дней до дня выборов.
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)
3. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления в помещении участковой избирательной комиссии не позднее, чем за 30 дней до дня выборов.
Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока до дня выборов, либо по разным причинам не внесенные в список, включаются участковой избирательной комиссией дополнительно в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и место жительства.
Список избирателей военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные в настоящей статье.
Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях.
5. Список избирателей, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, содержащиеся в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания, иных местах временного проживания, составляется на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
Список избирателей по избирательным участкам, образованным на судах, находящихся в день проведения голосования в плавании, составляется на основе данных, представляемых капитанами судов.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития.
Данные об избирателях, проголосовавших досрочно или вне помещения избирательного участка, вносятся в общий список с пометкой "проголосовал вне помещения для голосования" или "досрочно" и росписью члена избирательной комиссии, сделавшего пометку в списке избирателей.
Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Каждый гражданин, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в окружную избирательную комиссию или в суд, которые рассматривают жалобу в сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
(абзац в ред. Закона Астраханской области от 18.05.98 № 15)
(см. текст в предыдущей редакции)
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Глава IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 12. Виды избирательных комиссий

1. Подготовку, организацию и проведение выборов органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляют:
а) избирательная комиссия Астраханской области;
б) территориальная избирательная комиссия;
в) окружные избирательные комиссии;
г) участковые избирательные комиссии.
2. При выборах главы муниципального образования территориальная избирательная комиссия может одновременно являться окружной.
3. С учетом местных условий могут предусматриваться и другие случаи, когда окружные избирательные комиссии не создаются, а их полномочия осуществляют соответствующие территориальные избирательные комиссии. Решение об этом принимается избирательной комиссией Астраханской области по представлению органов местного самоуправления.

Статья 13. Образование избирательных комиссий

1. Формирование избирательных комиссий по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Астраханской области и уставами муниципальных образований.
2. Избирательные комиссии образуются представительным органом местного самоуправления, а при его отсутствии - главой муниципального образования. Территориальные избирательные комиссии образуются не позднее, чем за 55 дней до дня проведения выборов в составе 6-10 членов комиссии;
окружные избирательные комиссии - за 55 дней до дня проведения выборов - в составе 6-10 членов комиссии;
участковые избирательные комиссии образуются не позднее, чем за 40 дней до выборов - в составе 6-18 членов комиссии.
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)
Если в срок, указанный в п. 2 настоящей статьи, избирательные комиссии не образованы, они формируются территориальной избирательной комиссией.
В случае, если и территориальная избирательная комиссия не была образована, она образуется избирательной комиссией Астраханской области.
3. Каждый зарегистрированный кандидат и каждое избирательное объединение, избирательный блок по соответствующему округу вправе назначить одного члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в день голосования направить наблюдателей в участковую избирательную комиссию.
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)
4. Полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются в соответствии со ст. 13 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".
5. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
6. Председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом заседании.

Статья 14. Статус члена избирательной комиссии

1. Председатель, заместитель председателя, секретарь и члены избирательных комиссий по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления, имеют право решающего голоса при принятии решений избирательной комиссией, обязаны присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий.
2. Представители кандидатов и избирательных объединений, избирательных блоков имеют статус члена комиссии с правом совещательного голоса.
3. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
а) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
б) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, требовать проведения по ним голосования;
в) вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать ответы на них по существу;
г) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов.
При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий комиссии по решению органа, его назначившего, в случаях:
а) подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
б) утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
г) признание члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным или умершим;
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)
д) смерти члена комиссии.
Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов. В течение срока своих полномочий он не может по инициативе администрации (работодателя) быть уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.
Абзац исключен. - Закон Астраханской области от 08.10.96 № 24.

Статья 15. Полномочия избирательной комиссии Астраханской области

Избирательная комиссия Астраханской области формируется и действует в соответствии с Положением об избирательной комиссии Астраханской области, утвержденным Астраханским областным Представительным Собранием.
Избирательная комиссия Астраханской области:
а) координирует проведение выборов органов и должностных лиц местного самоуправления на территории области;
б) обеспечивает единообразное применение настоящего Закона на территории области, издает инструкции и иные нормативные акты по применению настоящего Закона, обязательные для всех избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов органов и должностных лиц местного самоуправления;
в) решает вопросы о возложении обязанностей окружных комиссий на территориальные комиссии;
г) утверждает форму бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов;
д) производит нумерацию избирательных участков на территории;
е) утверждает образцы печатей избирательных комиссий;
ж) устанавливает порядок пересылки и хранения избирательных документов;
з) распределяет средства, выделенные из областного бюджета для проведения выборов в органы местного самоуправления области, обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств и отчитывается об их использовании перед областным Представительным Собранием;
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)
и) утверждает порядок проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации;
к) утверждает порядок предоставления помещений для проведения встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями;
л) контролирует обеспечение избирательных комиссий транспортом, связью, помещениями, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
м) рассматривает жалобы, заявления на действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения;
н) устанавливает единый порядок подведения итогов голосования и выборов;
о) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и настоящим Законом.
Решения избирательной комиссии Астраханской области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для всех нижестоящих избирательных комиссий, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, государственных предприятий, учреждений, организаций, их должностных лиц.

Статья 16. Полномочия территориальных избирательных комиссий

Территориальные избирательные комиссии:
а) осуществляют контроль за организацией выборов и законностью их проведения;
б) дают разъяснения и методические указания, обеспечивают единообразную реализацию настоящего закона, при необходимости издают инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;
в) образуют избирательные округа;
г) руководят работой окружных и участковых избирательных комиссий;
д) рассматривают заявления и жалобы на действия окружных и участковых избирательных комиссий и принимают по ним решения;
е) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности всех кандидатов;
ж) распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов;
з) обеспечивают изготовление бланков, избирательных документов и их хранение;
и) получают от окружных избирательных комиссий протоколы о регистрации кандидатов и публикуют сведения о зарегистрированных кандидатах;
к) получают от окружных или участковых избирательных комиссий протоколы о результатах выборов депутатов;
л) устанавливают итоги выборов в целом по территории и публикуют их в печати;
м) передают в представительные органы местного самоуправления документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов;
н) решают вопросы, связанные с проведением повторных выборов;
о) обеспечивают передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;
п) могут исполнять функции окружных избирательных комиссий.
Территориальные избирательные комиссии осуществляют свои полномочия до дня назначения новых выборов.

Статья 17. Полномочия окружных избирательных комиссий

1. Окружные избирательные комиссии:
а) регистрируют кандидатов и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца;
б) утверждают текст избирательного бюллетеня по данному избирательному округу, обеспечивают изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;
в) устанавливают результаты выборов по округу и передают их в территориальные избирательные комиссии;
г) руководят работой участковых избирательных комиссий, рассматривают заявления и жалобы на решения и действия этих избирательных комиссий и принимают по ним решения;
д) контролируют обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривают иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
е) обеспечивают соблюдение равных условий предвыборной агитации для каждого кандидата;
ж) распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов по округу;
з) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, уставами муниципальных образований.
2. Окружные избирательные комиссии осуществляют свои полномочия до окончания срока полномочий соответствующих органов и должностных лиц местного самоуправления.
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)
3. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на территориальные избирательные комиссии.

Статья 18. Полномочия участковых избирательных комиссий

1. Участковые избирательные комиссии:
а) составляют списки избирателей по избирательному участку;
б) проводят ознакомление избирателей со списками избирателей, принимают и рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решают вопросы о внесении в них соответствующих изменений;
в) оповещают население о дне выборов, времени и месте голосования;
г) обеспечивают подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
д) организуют на своем избирательном участке голосование в день выборов;
е) производят подсчет голосов, определяют результаты голосования по избирательному участку;
ж) составляют протокол о результатах голосования и передают его в соответствующие избирательные комиссии;
з) рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования и принимают по ним решения;
и) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, уставами муниципальных образований.
к) контролирует соблюдение на территории соответствующего избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов.
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)
2. Участковые избирательные комиссии знакомят избирателей по их просьбе с Федеральным Законом Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Законами Астраханской области "О местном самоуправлении в Астраханской области", "О выборов органов и должностных лиц местного самоуправления Астраханской области" и иными нормативными актами.
3. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после официального опубликования итогов выборов.

Статья 19. Организация работы избирательных комиссий

1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
2. Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о назначении повторных выборов, по финансовым вопросам принимаются на заседаниях избирательной комиссии большинством от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
3. Решения избирательной комиссии по другим вопросам принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании комиссии.
4. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.
5. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем комиссии или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии.
6. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, результатах выборов публикуются в печати или обнародуются.
7. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок.
8. Решения избирательной комиссии, противоречащие федеральным законам и законам области, либо принятые с превышением полномочий, подлежат отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
9. По решению избирательной комиссии председатель, заместитель председателя, секретарь и отдельные члены территориальной, окружной, участковой избирательной комиссий на период работы в избирательной комиссии могут освобождаться от выполнения обязанностей по основному месту работы. Оплата работы производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих комиссий.

Статья 20. Гласность в деятельности избирательной комиссии

Деятельность избирательной комиссии осуществляется гласно и открыто.
На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.
В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели.

Статья 21. Содействие избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны содействовать избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий путем предоставления помещений, транспорта, средств связи, оборудования, материалов. Ответы на обращения избирательных комиссий даются в пятидневный срок, а за три дня до выборов и в день голосования - немедленно.

Глава V. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ

Статья 22. Право выдвижения кандидатов

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям, избирательным блокам и непосредственно избирателям или их группам, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Возможно самовыдвижение кандидата.
Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 30 дней.

Статья 23. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками

1. Избирательными объединениями, имеющим право на выдвижение являются:
Общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах, созданные и зарегистрированные в порядке, установленном законом.
Избирательные блоки - добровольные объединения двух и более общественных объединений для совместного участия в выборах.
Избирательные блоки создаются на совместных собраниях (конференциях) общественных объединений.
Избирательные объединения и их блоки подлежат регистрации в окружной избирательной комиссии.
Выдвижение кандидатов от избирательных объединений, избирательных блоков проводится на областном районном (городском) собрании (конференции) соответствующего объединения или избирательного блока.
Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.
Избирательное объединение, избирательный блок в одномандатном избирательном округе может выдвинуть не более одного кандидата. При выдвижении кандидатов в многомандатном избирательном округе количество выдвигаемых кандидатов не может превышать число мандатов данного многомандатного избирательного округа.
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)
Решение о выдвижении кандидата принимается тайным голосованием.
В поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений, избирательных блоков, собираются подписи избирателей округа в количестве не менее двух процентов от числа избирателей округа (форма № 2 подписного листа прилагается).
О выдвижении кандидата и начале сбора подписей избирательное объединение, избирательный блок уведомляют окружную избирательную комиссию в письменной форме. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы, жительства. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи.
Администрация предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов.
Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различные избирательных объединений, но только один раз в поддержку одного кандидата. Сбор подписей начинается после образования избирательных округов.
Подписи могут собираться только среди избирателей того избирательного округа, где осуществляется выдвижение кандидата.

Статья 24. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями

Для выдвижения кандидатов непосредственно избирателями требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи в количестве не менее двух процентов избирателей округа.
Подписные листы изготавливаются по форме № 1 (прилагается).
Избиратель, ставя свою подпись в подписном листе, указывает фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи (с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его паспорта) и кандидатом.
О выдвижении кандидата и начале сбора подписей группа избирателей в количестве не менее 3 человек уведомляет окружную избирательную комиссию в письменной форме.

Статья 25. Самостоятельное выдвижение кандидатов

Правом самостоятельного выдвижения кандидатом при выборах органов, глав и других должностных лиц местного самоуправления обладает каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям ст. 3 настоящего Закона.
При самостоятельном выдвижении кандидатом гражданин Российской Федерации обязан собрать подписи в количестве не менее двух процентов от числа избирателей округа. Подписные листы изготавливаются по форме № 1 (прилагается).
О выдвижении и начале сбора подписей гражданин уведомляет окружную избирательную комиссию в письменной форме.
Сбор подписей проводится в порядке, установленном ст. 23 настоящего Закона.
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)

Статья 26. Регистрация кандидатов

1. Для регистрации кандидатов инициаторы выдвижения или сам кандидат вносят в окружную избирательную комиссию необходимые документы не позднее чем за 25 дней до дня выборов.
2. Решение о регистрации кандидата принимается при наличии следующих документов:
а) протокола заседания (собрания, конференции) избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении кандидата;
б) заявления лица, выдвинутого кандидатом о согласии баллотироваться по данному избирательному округу или на данную должность;
в) обязательства кандидата в случае его избрания освободить в двухнедельный срок должность, несовместимую со статусом члена выборного органа или избираемого должностного лица;
г) подписных листов с необходимым количеством подписей.
3. Подписные листы представляются избирательной комиссии в сброшюрованном и пронумерованном виде. При их приеме избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии, затем выдает уполномоченному или кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов.
4. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего закона, в течение 5 дней регистрирует его и выдает ему удостоверение о регистрации или письменный мотивированный отказ в регистрации. Решение о регистрации кандидата публикуется (обнародуется).
В случае возникновения сомнения в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательная комиссия организует их проверку.
5. Если в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат или число зарегистрированных кандидатов будет меньше числа установленных мандатов или равным ему, выборы в округе по решению окружной избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий на срок до двух месяцев.
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)
6. Кандидат, добровольно (без вынуждающих на то обстоятельств) снявший свою кандидатуру, обязан вернуть средства, полученные им на проведение его предвыборных мероприятий.

Статья 27. Ограничения, связанные со статусом члена выборного органа или должностного лица местного самоуправления

Ограничения, связанные со статусом члена выборного органа или должностного лица местного самоуправления, не затрагивающие гражданских прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, устанавливаются Законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и законами Астраханской области.

Глава VI. СТАТУС КАНДИДАТОВ

Статья 28. Равенство кандидатов

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Статья 29. Права и обязанности кандидатов

После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время его участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущество своего служебного положения. Кандидаты в депутаты после регистрации по их личному заявлению освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах.
Работодатель обязан предоставить кандидату неоплачиваемый отпуск с момента регистрации в соответствии с его заявлением на отпуск. В течение этого срока окружной избирательной комиссией за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведение выборов, производится выплата компенсации. Кандидатам выплачивается средний месячный заработок или иной регулярный доход, исчисленный в соответствии с действующим законодательством, но в размере не превышающем десятикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда на день назначения выборов.
Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах территории избирательного округа, в котором он баллотируется (кроме такси и заказных рейсов), из средств окружной избирательной комиссии.
Право на возмещение транспортных расходов действует со дня регистрации и до дня выборов включительно. Порядок оплаты определяется избирательной комиссией Астраханской области.
Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом .
Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу или направлены в длительные командировки.
В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора соответствующего района (города) области или района города Астрахани. О даче согласия прокурор соответствующего района (города) области или района города Астрахани обязан известить окружную избирательную комиссию в течение 24 часов с момента принятия решения.
(абзац в ред. Закона Астраханской области от 18.05.98 № 15)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац исключен. - Закон Астраханской области от 18.05.98 № 15
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 30. Доверенные лица

Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых той же окружной избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата.
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)
Доверенные лица получают от окружной избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную деятельность, способствующую избранию кандидата.
Кандидат и его доверенные лица имеют право присутствовать на заседаниях окружных и участковых избирательных комиссий, на избирательных участках в период проведения голосования и при подсчете голосов.
Кандидаты, избирательные объединения и избирательные блоки вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив окружную избирательную комиссию, зарегистрировавшую их, которая аннулирует выданные им удостоверения.

Статья 31. Предвыборная программа кандидата

Кандидат может выступать с программой своей будущей деятельности. Программа кандидата не должна содержать положений, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, пропаганду войны, призывов к разжиганию расовой, межнациональной и религиозной розни, нарушению прав и свобод человека.

Глава VII. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Статья 32. Право на предвыборную агитацию

1. Жители территорий, общественные объединения, вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в органы и должностных лиц местного самоуправления.
2. Предвыборная агитация должна соответствовать требованиям законодательства и может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат имеет право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации.
3. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, органы местного самоуправления, их должностные лица при исполнении ими служебных обязанностей.
Данное ограничение не распространяется на агитацию избирателей на участие в выборах.
4. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.
5. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.
6. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Статья 33. Порядок проведения предвыборных мероприятий

1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.
Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими
органами местного самоуправления в 5-дневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом избирательной комиссией Астраханской области.
2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.
4. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. Помещения, находящиеся у иных собственников, арендуются у последних за счет средств, выделенных на выборы. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам.

Статья 34. Предвыборная агитация через средства массовой информации

1. Средства массовой информации, учредителями которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо финансируемые полностью или частично за счет областного бюджета или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для предвыборной агитации всех кандидатов.
2. Порядок выступлений кандидатов по телевидению, радио, в печати определяется избирательной комиссией Астраханской области.

Статья 35. Выпуск агитационных печатных материалов

1. Общественные объединения, участвующие в выборах, вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
2. Не позднее чем за 20 дней до дня выборов органы местного самоуправления обязаны выделить специальные места для размещения агитационных печатных материалов.
3. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
4. Избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.
5. Агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Запрещается распространение материалов, наносящих ущерб чести и достоинству кандидатов.
6. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца этих объектов, за исключением памятников, обелисков, зданий, имеющих историческую или архитектурную ценность, помещений избирательных комиссий и помещений для голосования.

Статья 36. Сроки проведения агитационной кампании

1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до начала выборов.
2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
3. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Глава VIII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

Статья 37. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов

1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов производятся за счет средств соответствующих бюджетов.
2. Органы местного самоуправления по совместному представлению соответствующих избирательных комиссий и глав муниципальных образований не позднее двух недель с момента принятия решений о проведении выборов вносят в соответствующие местные бюджеты необходимые изменения.
3. Средства, выделенные на проведение выборов органов и должностных лиц местного самоуправления, в 10-дневный срок после внесения изменений в соответствующий бюджет, за счет которого осуществляется финансирование выборов, поступают на счет территориальной избирательной комиссии и распределяются ею в течение трех дней между избирательными комиссиями.
4. Порядок перечисления денежных средств избирательным комиссиям и их использования определяются территориальной избирательной комиссией.
5. Окружные и участковые избирательные комиссии представляют территориальным избирательным комиссиям отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 20 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
6. Председатели территориальных избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий. Неизрасходованные бюджетные средства после окончания выборов аккумулируются на специальном счете и могут расходоваться только на проведение выборов органов и должностных лиц местного самоуправления или местных референдумов.
7. Территориальные избирательные комиссии представляют представительным органам местного самоуправления, осуществляющих финансирование выборов, отчет о расходовании средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не позднее одного месяца после официального опубликования результатов выборов.

Статья 38. Избирательные фонды кандидатов и порядок их создания

1. Кандидаты и выдвинувшие их избирательные объединения (блоки) вправе создавать избирательные фонды для финансирования предвыборной кампании.
2. Избирательные фонды могут состоять из следующих средств:
а) средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную кампанию соответствующей избирательной комиссией;
б) собственных средств кандидата, которые не могут превышать 15-кратного размера минимальной оплаты труда, установленной на день назначения выборов;
в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, которые не могут превышать 25-кратного размера минимальной оплаты труда, установленной на день назначения выборов;
г) собственных средств избирательного объединения, избирательного блока, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более, чем в 200 раз.
3. Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной кампании, кроме средств, находящихся на счетах их избирательных фондов.
4. Если кандидаты, физические или юридические лица использовали иные денежные средства для ведения предвыборной кампании, кроме средств, перечисленных в их избирательные фонды, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата.
5. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления, религиозных объединений, анонимные пожертвования.
6. Сумма пожертвования физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 10-кратного размера минимальной оплаты труда, установленного на день назначения выборов.
Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать размера минимальной оплаты труда более чем в 100 раз, установленного на день назначения выборов.
7. Если добровольные пожертвования и другие перечисления поступили в избирательные фонды; в размерах, превышающих установленные настоящей статьей пределы, кандидаты обязаны в 5-дневный срок сообщить соответствующей избирательной комиссии данные о лицах, внесших такие пожертвования. Анонимные пожертвования перечисляются в доход областного бюджета.
8. Добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов, поступившие в размерах, превышающих пределы, установленные настоящей статьей, возвращаются лицу, их внесшему, в полном объеме с указанием причин возврата.
9. Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать более чем в 3 тысячи раз минимальный размер оплаты труда, установленный на день назначения выборов.
10. Кандидаты не позднее 30 дней после выборов обязаны представить в окружную избирательную комиссию отчет о размерах и источниках создания избирательных фондов и произведенных из них затрат, а избирательная комиссия после проверки отчета обязана опубликовать этот отчет не позднее 45 дней после представления его в избирательную комиссию.

Статья 39. Порядок расходования средств избирательных фондов

1. Все денежные средства, поступившие в избирательный фонд избирательного объединения, избирательного блока или кандидата перечисляются на специальный счет в банке, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения окружной избирательной комиссии после регистрации кандидата.
Отделения уполномоченного банка предоставляют сведения о поступлении средств на специальные счета кандидатов соответствующей избирательной комиссии в течение двух дней со дня поступления.
2. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам или избирательным объединениям, избирательным блокам.
3. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается избирательной комиссией Астраханской области.
4. Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществлявших перечисления и пожертвования.
5. Соответствующая избирательная комиссия обязана периодически публиковать сведения о размерах, источниках создания и расходования фондов на основании сведений кандидатов и избирательных объединений.
6. Разрешается кандидатам по согласованию с организациями и лицами, осуществившим перечисление денежных средств и пожертвований, направлять не облагаемые налогами остатки денежных средств на благотворительные цели.

Глава IX. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ

Статья 40. Помещение для голосования

1. Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковых избирательных комиссий главами муниципальных образований безвозмездно. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, органы местного самоуправления арендуют подходящие здания и помещения у их собственников, оплата расходов производится избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.
2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковой избирательной комиссией должен быть оборудован стенд информации обо всех кандидатах, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах с обязательным указанием для всех кандидатов данных, обозначенных в бюллетенях, а также обо всех избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, и образцы заполнения избирательных бюллетеней.

Статья 41. Избирательные бюллетени

1. Для выборов органов и должностных лиц местного самоуправления избиратели получают избирательные бюллетени.
2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности, места работы и жительства, принадлежности к какому-либо избирательному объединению или независимого статуса кандидата. Политическая принадлежность указывается только по желанию самого кандидата.
После всех кандидатов указывается позиция - "против всех кандидатов".
Каждый бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
3. Избирательные бюллетени передаются окружным избирательным комиссиям не позднее, чем за 15 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее, чем за три дня до выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 0.5 процента. На полученных бюллетенях ставится печать участковой избирательной комиссии и подписи двух ее членов.
4. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию территориальных избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах и обеспечивают информирование избирателей в день голосования о том, что голосование по данной кандидатуре не проводится.
5. Избирательный бюллетень печатается на русском языке.
6. На передачу избирательных бюллетеней комиссиям составляется протокол.

Статья 42. Порядок голосования

1. Голосование проводится в один из выходных дней с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования каждая участковая избирательная комиссия оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Голосование может быть закончено ранее 22 часов на закрытых участках, на участках, образованных в больницах, на судах при условии, если на них проголосовали все внесенные в списки избиратели.
По решению территориальной избирательной комиссии время голосования можно изменить, но не более, чем на 2 часа.
При совпадении даты выборов органов и должностных лиц местного самоуправления с выборами в федеральные и областные органы власти, выборами Главы Администрации области время голосования устанавливается соответствующими федеральными законами и законами области о выборах.
2. Избиратель, который в день выборов не будет находится на территории избирательного участка, вправе проголосовать досрочно в окружной - за 15-4 дня до дня выборов или в участковой за 3-1 дня до дня выборов избирательных комиссиях, при условии соблюдения тайны голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на выдаваемом ему избирательном бюллетене ставится печать соответствующей избирательной комиссии или подписи двух ее членов.
Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставиться печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии или подписи не менее 2 членов избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с бюллетенями в соответствующую участковую комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей с пометкой "досрочно". Запечатанные конверты хранятся в избирательной комиссии до дня проведения выборов.
(в ред. Закона Астраханской области от 28.04.97 № 10)
3. В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим публично опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики. При этом проверяется целостность конвертов, наличие на них печатей и заверительных подписей, а также соответствие количества конвертов отметкам в списках для голосования. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии, после чего приглашают избирателей получать избирательные бюллетени. При выдаче избирательного бюллетеня членом избирательной комиссии проставляется в списке избирателей серия и номер паспорта избирателя или удостоверения личности. Избиратель, проверив в списке избирателей правильность заполнения данных о нем, расписывается в списках за получение каждого бюллетеня для голосования. Член избирательной комиссии выдает бюллетень и расписывается.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.
4. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии, кандидата, его доверенного лица или наблюдателя. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня".
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)
5. В избирательных бюллетенях избиратель ставит знак в пустом квадрате напротив того кандидата, за которого он голосует.
Если избиратель голосует против всех кандидатов, указанных в бюллетене, то он ставит знак в пустом квадрате напротив позиции "против всех кандидатов".
6. Заполненные бюллетени избиратель, покинув кабину или комнату тайного голосования, опускает в избирательный ящик.
7. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при отсутствии секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
8. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан, с использованием специального переносного избирательного ящика (при этом вправе присутствовать наблюдатели и другие лица, имеющие право присутствовать на избирательном участке). Решение о количестве переносных ящиков принимается вышестоящей комиссией. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему не менее 2 членов участковой избирательной комиссии. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает об этом отметку в своем заявлении и расписывается. В заявлении должны быть указаны те же данные об избирателе, что в списке избирателей. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, отмечаются в общем списке. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в переносной избирательный ящик. Заявления с подписями избирателей прилагаются к списку избирателей.
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)
9. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
10. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать кандидаты, их доверенные лица, наблюдатели, направленные избирательными или общественными объединениями, кандидатами, а также иностранные и международные наблюдатели и представители средств массовой информации.

Статья 43. Подсчет голосов на избирательном участке

1. Подсчет голосов осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями бюллетеней.
2. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным, после этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
3. Перед началом подсчета голосов участковая избирательная комиссия в присутствии всего состава комиссии и наблюдателей погашает неиспользованные избирательские бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать числа заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)
Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
4. При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, либо не заверенные избирательной комиссией и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.
При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием.
При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
5. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, которые должны быть доведены до всех членов участковой избирательной комиссии, а также до лиц, имеющих право в соответствии с настоящим законом находиться на избирательном участке. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования.
В протоколе указывается:
а) число зарегистрированных избирателей, включая избирателей, дополнительно внесенных в список;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
в) число погашенных избирательных бюллетеней;
г) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
д) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
е) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
з) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
и) число действительных избирательных бюллетеней;
к) фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
л) число голосов, поданных за каждого кандидата;
м) число голосов, поданных против всех кандидатов.
6. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или по отдельным его положениям, вправе составить свое особое мнение, которое прилагается к протоколу, о чем делается соответствующая запись.
К первым экземплярам протоколов приобщаются жалобы на нарушение настоящего Закона, поступившие в участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставлять им заверенную копию протокола об итогах голосования.
7. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии немедленно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, второй - вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится в участковой избирательной комиссии до окончания ее работы, затем передается в территориальную избирательную комиссию вместе со всей избирательной документацией.

Статья 44. Установление и опубликование результатов выборов в избирательном округе

1. Окружная избирательная комиссия немедленно по получению подлинных протоколов всех участковых комиссий избирательного округа производит подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах и устанавливает общие итоги выборов по избирательному округу.
По результатам выборов по избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
2. Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
(в ред. Закона Астраханской области от 11.03.98 № 6)
3. Выборы признаются недействительными, если допущенные при их проведении нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
4. Выборы признаются несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентов избирателей, внесенных в списки избирателей.
Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списке избирателей при получении избирательных бюллетеней.
5. Окружная избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования по округу, в котором указывает:
- число участковых избирательных комиссий в округе;
- число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол;
- число зарегистрированных избирателей, включая избирателей, дополнительно внесенных в список;
- число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями;
- число погашенных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям проголосовавшим досрочно;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
- число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
- число действительных избирательных бюллетеней;
- фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
- число голосов, поданных за каждого кандидата;
- число голосов, поданных против всех кандидатов.
Одно из следующих решений:
- о признании избранным кандидата, получившего в своем округе наибольшее, по сравнению с другими кандидатами, число действительных голосов, при равенстве голосов избранным считается кандидат, собравший больше подписей избирателей при регистрации;
- о признании избранным кандидата на должность главы муниципального образования, или другого выборного должностного лица местного самоуправления, получившего наибольшее число действительных голосов; при равенстве голосов избранным считается кандидат, собравший больше подписей избирателей при регистрации;
- о признании выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
- о признании выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
- о признании выборов несостоявшимися, если в выборах приняло участие меньше 25 процентов зарегистрированных избирателей.
Протокол подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса.
6. Окружная избирательная комиссия не позднее 15 дней со дня выборов публикует данные протоколов всех участковых избирательных комиссий соответствующего избирательного округа.
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)

Статья 45. Установление итогов выборов на территории муниципального образования в целом и их опубликование

1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий окружная избирательная комиссия не позднее, чем через 5 дней после выборов, устанавливает общие итоги выборов на соответствующей территории муниципального образования.
2. На основании протоколов окружных избирательных комиссий территориальная избирательная комиссия в течение 5 дней по их получении определяет и публикует общие итоги выборов.
3. По результатам определения общих итогов выборов на территории муниципального образования территориальные избирательные комиссии составляют протоколы.
4. Вся документация избирательных комиссий всех уровней по выборам органов и должностных лиц местного самоуправления подлежит хранению в органах местного самоуправления.
Избирательные бюллетени хранятся один год со дня выборов, протоколы избирательных комиссий - один год со дня объявления даты следующих выборов, иные документы избирательных комиссий - не менее 6 месяцев со дня выборов.

Статья 46. Регистрация избранных депутатов

Окружные избирательные комиссии после официального опубликования общих итогов выборов производят регистрацию избранных депутатов, должностных лиц местного самоуправления и выдают им удостоверения об избрании.

Статья 47. Повторные выборы

Если по избирательному округу выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, территориальная избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов окружной и участковыми избирательными комиссиями в новом составе.
Голосование проводится на тех же избирательных участках по уточненным спискам избирателей. Повторные выборы проводятся не позднее, чем в двухмесячный срок после опубликования общих итогов выборов. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты и другие избирательные действия проводятся в порядке, установленном настоящим Законом.
Сбор подписей в этом случае начинается с момента опубликования решения и назначения повторных выборов.
Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации территориальной избирательной комиссией.

Глава X. ВЫБОРЫ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СОБРАНИЯХ (СХОДАХ)

Статья 48. Порядок созыва собрания (схода)

1. Собрания (сходы) граждан созываются уполномоченным местным самоуправлением органом или должностным лицом либо по инициативе не менее 10 процентов граждан, проживающих в соответствующем муниципальном образовании.
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)
2. Дата проведения собрания (схода) определяется главой муниципального образования и не позднее, чем за 10 дней доводится до сведения всех граждан соответствующего муниципального образования.
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)
3. На собраниях (сходах) по избранию органов и должностных лиц местного самоуправления участвуют граждане, постоянно проживающие в данном муниципальном образовании и достигшие 18 лет.
(в ред. Закона Астраханской области от 08.10.96 № 24)
4. Не позднее, чем за 5 дней до созыва собрания (схода), глава муниципального образования оповещает всех избирателей о дате и месте проведения собрания (схода) и назначает ответственных лиц за их организацию.

Статья 49. Правомочность собрания (схода)

1. Собрания (сходы) являются правомочными, если в них принимает участие более 50 процентов жителей, имеющих право участвовать в собрании (сходе).
2. Если избиратель по состоянию здоровья не может принять участие в собрании (сходе), он вправе в письменной форме высказать свое мнение. В этом случае этот гражданин считается присутствующим на собрании (сходе), и его голос вносится в протокол собрания (схода).

Статья 50. Организация и проведение собрания (схода)

1. Перед открытием собрания (схода) проводится обязательная регистрация его участников с указанием фамилии, имени и отчества, года рождения, места жительства.
2. После регистрации всех участников председатель избирательной комиссии открывает работу собрания (схода), на котором вначале выбирают председателя собрания (схода), секретаря, счетную комиссию и утверждают повестку дня.
3. Председатель руководит работой собрания (схода), секретарь отражает работу собрания (схода) в протоколе.
4. Кандидатов в органы местного самоуправления и должностных лиц данного населенного пункта выдвигают избиратели. Возможно самовыдвижение кандидатов.
5. После выступления кандидатов и обсуждения их кандидатур собрание (сход) приступает к голосованию в порядке очередности поступления предложений. Голосование проводится тайно с использованием бюллетеней.
6. Подсчет голосов проводится на собрании (сходе) открыто специально созданной счетной комиссией.
7. Результаты голосования вносятся в протокол собрания (схода).

Статья 51. Протокол собрания (схода)

1. На собраниях (сходах) граждан ведется протокол, в котором указывается дата и место проведения собрания (схода), общее число избирателей, проживающих в данном населенном пункте, число присутствующих на собрании (сходе), повестка дня собрания (схода), список участвующих в обсуждении кандидатур, краткие выступления избирателей, результаты голосования и принятые решения.
2. Протокол собрания (схода) граждан составляется в одном экземпляре, подписывается председателем и секретарем собрания (схода) и передается в орган местного самоуправления для регистрации.

Статья 52. Установление результатов собрания (схода)

Избранным главой муниципального образования данного населенного пункта считается тот, который получил большинство голосов избирателей, присутствующих на собрании (сходе).

Глава XI. ВЫБОРЫ ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 53. Условия выборов глав муниципальных образований представительными органами местного самоуправления

1. Уставами муниципальных образований может предусматриваться возможность избрания глав муниципальных образований представительными органами местного самоуправления из своего состава.
2. Порядок выдвижения кандидатов и иные условия проведения выборов глав муниципальных образований представительными органами местного самоуправления определяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.

Статья 54. Выдвижение и регистрация кандидатов

Выдвижение и регистрация кандидатов для избрания на должность главы муниципального образования на заседании представительного органа местного самоуправления из своего состава осуществляются в порядке, установленном уставом муниципального образования.
(в ред. Закона Астраханской области от 04.10.96 № 20)

Статья 55. Порядок голосования

1. Голосование по кандидатам на должность главы муниципального образования проводится на заседании представительного органа местного самоуправления тайно, в присутствии не менее двух третей от общего количества избранных депутатов.
2. Проведение голосования и подсчет голосов обеспечиваются счетной комиссией, создаваемой представительным органом местного самоуправления.

Статья 56. Установление результатов выборов

1. Избранным главой муниципального образования считается кандидат, получивший большинство голосов депутатов представительного органа, но не менее половины от установленного числа депутатов.
2. По результатам голосования счетная комиссия составляет протокол голосования, который утверждается представительным органом местного самоуправления и передается в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.
Избирательная комиссия производит регистрацию избранного главы муниципального образования, выдает ему удостоверение об избрании и проводит принятое решение до сведения граждан.

Глава XII. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ

Статья 57. Оспаривание неточностей в списках избирателей

1. Избиратель вправе заявить в участковую избирательную комиссию об ошибке или неточности в списке избирателей.
2. Участковая избирательная комиссия в течение 24 часов обязана проверить заявление и устранить ошибку либо выдать заявителю мотивированное решение об отклонении заявления.

Статья 58. Оспаривание отказа в регистрации кандидатов

1. В случае отказа в регистрации кандидата избирательные комиссии обязаны выдать лицу, уполномоченному избирательным объединением, либо кандидату или его доверенному лицу мотивированное решение об отказе.
2. Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в суд или в вышестоящую избирательную комиссию в установленном порядке.

Статья 59. Обжалование решений и действий избирательных комиссий

1. Решения, действия или бездействие избирательных комиссий и их должностных лиц, совершенные с нарушением настоящего Закона, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в порядке, установленном законом. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
(в ред. Закона Астраханской области от 18.05.98 № 15)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Территориальная и окружная комиссии в пределах своей компетенции рассматривают жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязаны в течение двух дней дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно.
В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельные решения по существу жалобы, отменив при этом решение нижестоящей избирательной комиссии.

Статья 60. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов или иным путем препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательных комиссий или лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах либо совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, нарушающие статус доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, международных наблюдателей или условия проведения предвыборной агитации несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Статья 61. Обжалование нарушений избирательных прав граждан

1. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Статья 62. Ответственность за нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации

Нарушение средствами массовой информации, журналистами условий проведения предвыборной агитации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и настоящим Законом, влечет ответственность в установленном законами порядке.

Статья 63. Ответственность за нарушение условий финансирования выборов

В случае нарушения кандидатом условий статьи 39 настоящего Закона соответствующая избирательная комиссия делает кандидату предупреждение. Кандидат обязан принять меры по устранению нарушений. При повторном нарушении территориальная избирательная комиссия отменяет решение о регистрации этого кандидата, о чем доводит до сведения избирателей округа. Если нарушения устанавливаются после выборов , то территориальная избирательная комиссия представляет на заседание избранного представительного органа документы, подтверждающие факт нарушения.
Лица, допустившие нарушения условий финансирования выборов, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Глава XIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 64. Переходные положения

1. Дата проведения первых выборов вновь образуемых органов и должностных лиц местного самоуправления определяется областным Представительным Собранием по предложению действующих органов местного самоуправления.
2. Правовые акты органов местного самоуправления по вопросам организации и проведения выборов, принятые в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" до вступления в силу настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
3. Финансирование выборов 1996 г. органов и должностных лиц местного самоуправления может осуществляться из областного бюджета.
4. До избрания глав муниципальных образований их полномочия, определенные настоящим Законом, возлагаются на соответствующих глав администраций. Состав избирательной комиссии утверждается главой администрации, им же определяются границы избирательных округов и число избирателей в них не позднее, чем за 60 дней до выборов.
5. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан для последующих выборов органов местного самоуправления определяется в уставах муниципальных образований.
6. Избранные депутаты представительных органов местного самоуправления осуществляют свои полномочия до первого заседания представительных органов созыва 1996 года.

Статья 65. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации области
А.П.ГУЖВИН
г. Астрахань
19 августа 1996 г.
рег. № 16





Приложение 1
Форма № 1

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом
в _______ по избирательному округу _____________________(Ф.И.О.)
родившегося "_____"__________19___г.,
________________________________________(должность, род занятий),
проживающего в _________________________(наименование населенного
пункта)
   ----T--------------T--------T---------T----------------T--------¬

¦ № ¦ Фамилия, имя,¦ Дата ¦ Адрес ¦ Удостоверение ¦ Подпись¦
¦ ¦ отчество ¦рождения¦ ¦ личности ¦ ¦
L---+--------------+--------+---------+----------------+---------


Подписной лист
УДОСТОВЕРЯЮ: ________________________________________________
(Ф.И.О, адрес, удостоверение личности, подпись)

Кандидат:____________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)

(Дата и место)





Приложение 2
Форма № 2

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом
в ________________ от избирательного объединения (блока)
"_______________________________________________________________"
(наименование)

1.___________________________________(Фамилия, имя, отчество)
19___года рождения, ____________________(должность, род занятий),
_____________(по желанию кандидата может указываться партийная
принадлежность), ______________________________(населенный пункт)

   ----T--------------T--------T---------T----------------T--------¬

¦ № ¦ Фамилия, имя ¦ Дата ¦ Адрес ¦ Удостоверение ¦ Подпись¦
¦ ¦ отчество ¦рождения¦ ¦ личности ¦ ¦
L---+--------------+--------+---------+----------------+---------


Подписной лист удостоверяю:__________________________________
(Ф.И.О, данные паспорта, подпись)

Уполномоченный представитель избирательного объединения
(блока):_________________________________________________________
(Ф.И.О, данные паспорта, подпись)


(Дата и место)


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru