Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Закон Астраханской области от 10.11.1996 № 26
"Об охране и использовании памятников истории и культуры"
(принят Астраханским областным Представительным Собранием 26.09.1996)
(ред. от 27.07.1999)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Астраханские известия", № 2, 1997.



Утратил силу в связи с принятием Закона Астраханской области от 30.12.2005 № 94/2005-ОЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Вступает в силу со дня официального опубликования (статья 45 настоящего Закона).



10 ноября 1996 года № 26

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

(в ред. Закона Астраханской области от 27.07.99 № 34/99-ОЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с охраной и использованием памятников истории и культуры на территории Астраханской области в целях их сохранения для настоящих и будущих поколений.

Статья 1. Законодательство Астраханской области об охране и использовании памятников истории и культуры

1. Законодательство Астраханской области об охране и использовании памятников истории и культуры состоит из настоящего закона и нормативных актов, принимаемых в соответствии со статусом субъекта Российской Федерации.
2. Положения настоящего закона действуют на всей территории Астраханской области по отношению ко всем государственным органам, юридическим и физическим лицам,
3. Настоящий закон обладает исключительным преимуществом перед другими актами Астраханской области во всех случаях его применения к памятникам истории и культуры.

Статья 2. Соотношение нормативных актов федерального, областного (местного) и муниципального уровней в регулировании отношений по охране памятников истории и культуры

1. На территории Астраханской области действуют федеральные законы и другие нормативные акты федерального уровня, которые являются обязательными для всех предприятий, учреждений, организаций, граждан и других субъектов отношений, связанных с памятниками истории и культуры.
2. В случае выявившегося несоответствия между федеральными и областными законодательными и иными нормативными актами по вопросам охраны памятников истории и культуры применяются федеральные нормативные акты.
В случае выявившегося соответствия между федеральными и областными нормативными актами, с одной стороны, и муниципальными нормативными актами, с другой стороны, применяются соответственно федеральные и областные нормативные акты.
3. На территории муниципального образования действуют законодательные и иные нормативные акты федерального и областного (местного) уровней, в также нормативные акты муниципального уровня, изданные в пределах компетенции соответствующих органов местного самоуправления.

Глава II. ВИДЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Статья 3. Недвижимые памятники

1. Памятники архитектуры и градостроительства - единичные памятники, постройки, здания, сооружения военно-оборонительного, культового, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения с их историческими территориями и связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, надписи;
- ансамбли и комплексы: совокупность зданий, сооружений и открытых пространств, составляющие заселенные места в городах и сельской местности и обладающие универсальной ценностью с археологической, архитектурной, исторической, эстетической или социально-культовой точек зрения, как то: исторические города, фрагменты исторических планировок, старинные городские кварталы, деревни, произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного искусства, исторические сады, парки и другие произведения ландшафтной архитектуры.
2. Достопримечательные места:
- территории, имеющие универсальную ценность как совместные творения природы и человека с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.
3. Памятники истории:
- здания, сооружения, памятные места с их исторически сложившимися территориями, ландшафты, связанные с историческими событиями в жизни области, с жизнью выдающихся исторических личностей, ученых, деятелей искусства, их захоронения.
4. Памятники археологии:
- объекты жилого назначения: культурные слои и остатки древних поселений, городища, селища, стоянки, отдельные жилища, убежища;
- объекты фортификационного назначения: земляные валы, рвы, остатки древних укреплений;
- объекты религиозного назначения: остатки древних храмов, монастырей, культовые комплексы, святилища, места совершения обрядов;
- древние погребения: курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения, некрополи, мавзолеи;
- древние намогильные и ритуальные сооружения: каменные кресты, культовые камни, изваяния, наскальная и пещерная живопись, эпиграфические памятники;
- объекты хозяйственного назначения: остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических устройств (прудов, каналов и др.), транспортных артерий и сооружений (дорог, мостов, стоянок и др.), инфраструктура водных и водноволоковых путей.

Статья 4. Движимые памятники

К движимым памятникам истории и культуры относятся:
- находки, полученные в результате наземных, подземных и подводных археологических исследований и раскопок;
- предметы древности, в том числе орудия труда, гончарные изделия, изделия из стекла, дерева и металла, произведения эпиграфики, монеты, печати, оружие, предметы из погребений, ювелирные изделия и драгоценности;
- элементы недвижимых памятников, подвергшихся фрагментированию;
- антропологические и этнологические материалы;
- исторические ценности, связанные с историей естественных наук и техники, военной и общественной историей, а также с жизнью выдающихся мыслителей, ученых, деятелей науки и искусства, важными историческими событиями;
- произведения живописи и графики на любой основе из любых материалов полностью ручной работы, а также чертежи и промышленные изделия, украшенные вручную;
- афиши и фотографии как виды оригинального творчества;
- оригинальные художественные подборки и монтаж из любых материалов;
- произведения скульптуры из любых материалов;
- произведения декоративно-прикладного искусства из любых материалов, мебель, гобелены, ковры, шитье, костюмы, музыкальные инструменты;
- манускрипты, инкунабулы, кодексы, книги, документы и издания, представляющие исторический, культурный, научный интерес;
- предметы, представляющие особый интерес с точки зрения нумизматики (медали, монеты и др.) или филателии;
- предметы, представляющие интерес с точки зрения истории быта, ремесла, промышленного производства;
- архивные документы, включая рукописи, документы, записи текстов, карты и другие картографические материалы, фотографии, кинофильмы, видео- и звукозаписи, машиночитаемые документы;
- зоологические, ботанические и геологические образцы, а также фрагменты этих предметов и иные, не поименованные в данном списке объекты и комплексы объектов (коллекции).

Глава III. КАТЕГОРИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
И ОСНОВЫ ИХ ПРАВОВОГО РЕЖИМА

Статья 5. Категории памятников истории и культуры

Памятники истории и культуры Астраханской области подразделяются на памятники мирового (международного), федерального и областного (местного) значения в соответствии с их исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью:
- мирового (международного) значения - наиболее значительные памятники, имеющие принципиально важное значение для познания истории мировой культуры;
- федерального значения-памятники, имеющие выдающуюся историческую, научную, художественную или иную культурную ценность для народов Российской Федерации;
- областного (местного) значения-памятники, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, характеризующие историю и культуру Астраханской области.
Отнесение недвижимых памятников истории и культуры к одной из указанных категорий производится в соответствии с действующим законодательством.

Статья 6. Основы правового режима памятников истории и культуры

Правовой режим памятников истории и культуры мирового (международного), федерального, областного (местного) значений устанавливается органами, их признавшими.

Глава IV. СОБСТВЕННОСТЬ НА ПАМЯТНИКИ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Статья 7. Формы собственности на памятники истории и культуры

1. Памятники истории и культуры, расположенные на территории Астраханской области, могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иной собственности.
2. Реализация права собственности на памятники истории и культуры ограничивается необходимостью их сохранения в интересах общества и для обеспечения общественного доступа.

Статья 8. Права субъектов собственности памятников истории и культуры

1. Субъекту собственности принадлежит право владения, пользования и распоряжения памятником истории и культуры. Субъект собственности сохраняет право собственности на объект в случае признания последнего памятником истории и культуры вне зависимости от присвоенной категории.
2. Субъект собственности имеет право на получение от государственных органов власти, а также из иных источников поступлений при наличии соответствующих возможностей материальной, финансовой и иной помощи в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия, на частичную компенсацию затрат на его содержание.

Статья 9. Порядок изменения форм и субъектов собственности на памятники истории и культуры

1. Изменение форм и субъектов собственности памятников истории и культуры производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим законом.
2. Не подлежат приватизации объекты исторического и культурного наследия федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не подлежит приватизации культурное и природное наследие народов России, в том числе ценности, хранящиеся в государственных музеях, архивах, библиотеках, включая помещения и здания, где они расположены.
3. Решения о приватизации недвижимых памятников истории и культуры областного (местного) значения могут приниматься после утверждения Президентом Российской Федерации перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения в соответствии с действующим законодательством.
4. Объекты, являющиеся недвижимыми памятниками истории и культуры областного (местного) значения, приватизируются с обязательным условием их содержания новыми субъектами собственности в надлежащем состоянии в соответствии с требованиями охранного обязательства, оформляемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Изменение форм собственности или субъектов собственности может быть произведено только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры Астраханской области.

Статья 10. Ограничение приватизации жилых помещений в зданиях-памятниках и помещений, являющихся памятниками истории и культуры

Приватизация жилых помещений в зданиях-памятниках истории и культуры или помещений, являющихся памятниками истории и культуры, не допускается, если жилые помещения находятся в зданиях, входящих в состав особо ценных объектов историко-культурного наследия народов Российской Федерации, или когда характер использования создает угрозу порчи, разрушения, уничтожения памятников истории и культуры, либо создает непреодолимое препятствие для доступа к памятнику.

Статья 11. Собственность на выявленные памятники истории и культуры

Выявленные памятники истории и культуры, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, являются государственной собственностью и поступают в собственность области в установленном порядке.

Статья 12. Договоры и коммерческие сделки в отношении памятников истории и культуры

1. Субъекты собственности памятников истории и культуры обязаны не менее чем в месячный срок письменно уведомить государственный орган охраны памятников истории и культуры о намерении заключить сделку в отношении памятника истории и культуры с предоставлением проекта договора или условий сделки.
2. В условиях договора, коммерческой сделки в отношении памятника истории и культуры не могут быть включены положения, заведомо ухудшающие условия его сохранности.
3. Договоры и сделки, совершенные в отношении памятников истории и культуры без уведомления государственного органа охраны памятников истории и культуры, а также с нарушением законодательства Российской Федерации и настоящего закона, признаются недействительными.

Статья 13. Преимущественное право покупки государством памятников истории и культуры

1. При продаже субъектом собственности памятника истории и культуры государство в лице администрации Астраханской области имеет преимущественное право покупки памятника по цене, не ниже той, которая была предложена последним покупателем.
2. Решение о покупке памятника истории и культуры принимается администрацией Астраханской области по представлению государственного органа охраны памятников истории и культуры.
3. Решение о покупке памятника истории и культуры в муниципальную собственность принимается в порядке, устанавливаемом соответствующими органами местного самоуправления.

Глава V. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Статья 14. Система государственных органов охраны памятников истории и культуры

1. Государственное управление в деле охраны и использования памятников истории и культуры осуществляется администрацией Астраханской области, а также специально уполномоченным на то государственным органом охраны памятников истории и культуры.
2. Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры имеет своей задачей обеспечения выполнения всеми государственными органами власти Астраханской области, юридическими и физическими лицами обязанностей по соблюдению правил и порядка охраны памятников истории и культуры, установленных законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры.
Государственный контроль за соблюдением законодательства осуществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти Астраханской области, а также уполномоченным ими на то государственным органом охраны памятников истории и культуры.
3. Вопросы владения, пользования и распоряжения объектами, являющимися памятниками истории и культуры федерального и областного (местного) значения и входящими в состав государственной собственности, разрешаются государственным органом охраны памятников истории и культуры при участии соответствующих комитетов по управлению имуществом.
Вопросы владения, пользования и распоряжения объектами, являющимися памятниками истории и культуры областного (местного) значения и входящими в состав муниципальной собственности, разрешаются собственником по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.

Статья 15. Основные функции органа законодательной (представительной) власти Астраханской области в сфере охраны памятников истории и культуры

Орган законодательной (представительной) власти Астраханской области в целях обеспечения охраны памятников истории и культуры, расположенных в пределах территории области, осуществляет следующие функции:
- подготавливает и утверждает новые, а также корректируют существующие законодательные, нормативные правовые акты Астраханской области в части государственной охраны памятников истории и культуры;
- обеспечивает с учетом законодательства Российской Федерации и настоящего закона об охране памятников истории и культуры внесение необходимых изменений и дополнений в законодательные, нормативные, правовые акты Астраханской области, регулирующие иные правоотношения;
- обеспечивает ежегодное выделение государственных бюджетных ассигнований на государственную охрану памятников истории и культуры Астраханской области;
- обеспечивает контроль за соблюдением настоящего закона;
- обжалует в пределах своей компетенции действие решений органов исполнительной власти Астраханской области в случаях выявления несоответствия этих решений нормам и требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего закона;
- по представлению администрации области, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим законом, утверждает и дополняет государственные списки памятников истории и культуры всех видов, подлежащих государственной охране, согласовывает представление в соответствующие федеральные органы и международные организации документации на памятники истории и культуры Астраханской области, рекомендуемые для включения в список особо ценных объектов истории и культуры Российской Федерации, в "Список Всемирного наследия";
- утверждает границы охранных зон памятников истории и культуры.

Статья 16. Основные функции органов исполнительной власти Астраханской области в сфере охраны памятников истории и культуры

Органы исполнительной власти Астраханской области в целях осуществления охраны памятников истории и культуры, расположенных на территории области, осуществляют следующие основные функции:
- обеспечивают охрану всех расположенных на территории области памятников истории и культуры;
- разрабатывают и утверждают в установленном порядке и реализуют специальные бюджетные, социально-экономические и народнохозяйственные государственные программы по обеспечению охраны и сохранности памятников истории и культуры, находящихся в собственности Астраханской области;
- приводят в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации об охране памятников истории и культуры и настоящего закона бюджетные, социально-экономические и народнохозяйственные программы во всех других, помимо указанных выше, сферах деятельности на территории области;
- предусматривают выделение государственных инвестиционных и материально - технических средств для оказания содействия в деле обеспечения сохранности памятников истории и культуры негосударственным юридическим и физическим лицам, в собственности которых находятся памятники истории и культуры;
- обеспечивают в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об охране памятников истории и культуры и настоящим законом, сбор и аккумулирование на специальном счету специально уполномоченного государственного органа охраны памятников истории и культуры Астраханской области внебюджетных финансовых средств, образуемых из отчислений государственных и негосударственных юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную и эксплуатационную деятельность в пределах территорий и охранных зон памятников истории и культуры;
- осуществляют контроль за распределением и освоением средств, выделенных из бюджета области на финансирование обследования состояния, ремонта, восстановления, реставрации и консервации памятников истории и культуры;
- приостанавливают по представлению специально уполномоченного государственного органа охраны памятников истории и культуры до рассмотрения в установленном законодательством порядке действие и реализацию собственных решений в социально - экономической и народнохозяйственной сферах;
- формируют в соответствии с настоящим законом в своей структуре специально уполномоченный государственный орган охраны памятников истории и культуры;
- по представлению государственного органа охраны памятников истории и культуры содействуют привлечению к судебной ответственности юридических и физических лиц в случае нарушения ими требований норм законодательства Российской Федерации и настоящего закона.

Статья 17. Компетенция специального уполномоченного государственного органа охраны памятников истории и культуры

1. Государственный орган охраны памятников истории и культуры Астраханской области в пределах своей компетенции имеет право:
- вносить предложения в органы государственной власти Астраханской области по конкретным вопросам социально-экономической деятельности, влияющей на охрану памятников истории и культуры в современных условиях;
- обжаловать действие распорядительной документации, а также реализацию народнохозяйственных мероприятий в случае выявления несоответствия документации и мероприятий нормам и требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего закона, обращаться с апелляцией в федеральные органы охраны памятников истории и культуры;
- доступа к любым памятникам истории и культуры, расположенным на территории области, а также обследования и фотофиксации этих памятников, независимо от их сохранности, форм собственности, характера использования или хранения;
- получения от любых юридических и физических лиц материалов, документов и свидетельств по памятникам истории и культуры, расположенным на территории области;
- привлечения представителей общественных объединений и творческих союзов к деятельности в сфере охраны памятников истории и культуры;
- создания комиссий и хозрасчетных организаций для осуществления мероприятий по охране, использованию, реставрации, изучению и пропаганде памятников истории и культуры;
- принимать на баланс памятники истории и культуры, осуществлять оперативное управление находящимися в государственной собственности памятниками истории и культуры, включая право предоставления их в аренду юридическим или физическим лицам;
- выявлять объекты, имеющие историческую, научную, художественную или культурную ценность, и готовить материалы для объявления их памятниками истории и культуры;
- рекомендовать памятники истории и культуры Астраханской области для внесения их в "Список Всемирного наследия", "Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации", а также в список памятников федерального и областного (местного) значения;
- осуществлять научно - методическое руководство делом охраны, изучения и реставрации памятников истории и культуры;
- планировать и организовывать работы по обследованию состояния, ремонту, реставрации и консервации памятников истории и культуры;
- организовывать совместно с заинтересованными ведомствами рассмотрение представляемых на согласование проектов планировки, застройки и реконструкции территорий, имеющих памятники истории и культуры;
- организовывать использование памятников истории и культуры;
- осуществлять согласование требований государственных органов противопожарного и санитарного надзора и других специальных органов в отношении памятников истории и культуры;
- согласовывать изменения назначения, характера использования владельцев и пользователей носителей прав распоряжения и управления в отношении памятников истории и культуры;
- осуществлять государственный контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами установленного режима содержания и использования памятников истории и культуры и охранных зон, в том числе за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и других работ;
- формировать программы охраны, использования и реставрации объектов историко-культурного наследия и представлять на утверждение исполнительным органам государственной власти области;
- проводить рассмотрение, экспертизу, согласование в установленном порядке историко-архитектурных опорных планов, проектов охранных зон и историко-культурных территорий;
- согласовывать землеотводы, снос зданий, состоящих на государственной охране, расположенных в пределах охранных зон памятников истории и культуры;
- осуществлять согласование строительных паспортов и архитектурно-планировочных зданий на проектирование нового строительства в охранных зонах и на исторических территориях;
- осуществлять научно-техническое руководство за правильностью, методикой и качеством ремонтно-реставрационных работ на памятниках;
- определять ущерб, причиненный памятникам истории и культуры противоправными действиями или бездеятельностью собственников, пользователей, иных юридических и физических лиц, либо возникшей вследствие стихийного бедствия, принимать необходимые меры для установления виновного лица и взыскания с него материального ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим законом;
- оформлять охранную документацию по памятникам истории и культуры;
- координировать действия организаций, учреждений, предприятий, ведущих уставную деятельность в сфере использования и реставрации объектов культурного наследия;
- осуществлять популяризацию и пропаганду историко-культурного наследия.
2. Для выполнения своих задач государственный орган охраны памятников истории и культуры:
- изучает состояние памятников, проверяет соблюдение правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры независимо от того, в чьей собственности они находятся, составляет протоколы технического состояния памятников, требует устранения выявленных нарушений;
- приостанавливает работы по обследованию состояния, ремонта, реставрации, и консервации памятников истории и культуры, приспособлению к использованию, реконструкции памятников истории и культуры и иные работы, ведущиеся на памятниках, в пределах их территорий, историко-культурных заповедников, охранных зон памятников и историко-культурных заповедных территорий (мест), если эти работы осуществляются самовольно или с отступлением от утвержденных проектов, методов научной реставрации, технических условий и иных правил;
- приостанавливает строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы в случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности для памятников истории и культуры либо нарушения правил их охраны;
- обжалует в установленном порядке акты органов государственной власти и иных органов в случае их противоречия законодательству об охране памятников истории и культуры;
- обращается в суд, арбитражный суд по фактам заключения юридическими и физическими лицами договоров и сделок с нарушением законодательства об охране памятников истории и культуры;
- обращается в соответствующие органы для привлечения виновных лиц к уголовной, административной, материальной ответственности по фактам нарушения законодательства об охране памятников истории и культуры в порядке, установленном действующим законодательством;
- выдает разрешение на производство работ по обследованию состояния, ремонту, реставрации и консервации памятников истории и культуры;
(абзац в ред. Закона Астраханской области от 27.07.99 № 34/99-ОЗ)
- готовит предложения об объявлении объектов, имеющих историческую, научную, культурную ценность, памятниками истории и культуры, территорий, связанных с памятниками, - землями историко-культурного назначения.
3. Требования государственных органов противопожарного и санитарного надзора и других специальных органов в отношении памятников истории и культуры подлежат обязательному согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.
4. При государственном органе охраны памятников действуют постоянный научно - реставрационный совет и экспертно-лицензионный центр, состоящие из специалистов - представителей государственных и общественных организаций и иных негосударственных объединений.
5. Руководитель специально уполномоченного государственного органа охраны памятников истории и культуры назначается главой администрации Астраханской области по предварительному согласованию с Министерством культуры Российской Федерации.
6. Указания специально уполномоченного государственного органа охраны памятников по вопросам охраны и использования памятников истории и культуры обязательны для любых предприятий, учреждений, организаций, граждан.

Статья 18. Участие общественных организаций и граждан в осуществлении мероприятий по охране и использованию памятников истории и культуры

Астраханское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, иные общественные, в том числе религиозные объединения и лица, заинтересованные в постоянном участии в осуществлении мероприятий по сохранению, использованию и популяризации дела охраны историко-культурного наследия, оказывают содействие специально уполномоченному государственному органу охраны памятников истории и культуры Российской Федерации.

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Статья 19. Понятие государственного учета памятников истории и культуры

Под государственным учетом памятников истории и культуры понимается:
- выявление объектов исторического и культурного наследия, определение их ценности;
- изучение этих объектов, включая их фиксацию, в соответствии с принятыми методиками;
- включение названных объектов в своды, реестры и, в надлежащих случаях, исключение из указанных документов;
- принятие объектов на охрану в качестве памятников истории и культуры.

Статья 20. Обязательность государственного учета памятников истории и культуры

1. Памятники истории и культуры подлежат государственному учету независимо от форм собственности, управления, характера использования, степени их сохранности.
2. Не соблюдение порядка государственного учета памятников истории и культуры является нарушением Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3. Порядок ведения государственного учета памятников истории и культуры определяется законодательством Российской Федерации, действующими нормативно-правовыми актами федерального уровня, нормативно - правовыми актами Астраханской области.
4. Вновь выявленные памятники истории и культуры, представляющие историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, до решения вопроса о принятии на государственный учет как памятников истории и культуры, подлежат охране в соответствии с требованиями действующего законодательства.
5. Учет памятников истории и культуры, входящих в состав архивных, музейных, библиотечных и иных фондов, производится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об архивных, музейных, библиотечных и иных фондах.

Статья 21. Виды учета памятников истории и культуры

1. В зависимости от значимости конкретных памятников истории и культуры различаются следующие виды учета этих памятников:
- мировой (международный) учет, осуществляемый в порядке, определяемом соответствующими международными организациями или на основании международных договоров с участием Российской Федерации;
- федеральный государственный учет, осуществляемый на основании федеральных законов и других нормативных актов;
- областной (местный) государственный учет, осуществляемый на основании федеральных законов, настоящего закона и других областных нормативных актов.
2. Государственный орган охраны памятников истории и культуры осуществляет государственный учет памятников истории и культуры областного (местного) значения, а также памятников мирового (международного) и федерального значений.

Статья 22. Порядок отнесения объектов и памятников истории и культуры

1. Порядок отнесения объектов к памятникам истории и культуры мирового значения определяется в соответствии с нормами международного права и международными договорами.
2. Порядок отнесения объектов к памятникам истории и культуры федерального значения определяется федеральными законами и иными нормативными актами федерального уровня.
3. К памятникам истории и культуры областного (местного) значения относятся соответствующие объекты на основании постановления Астраханского областного Представительного Собрания по представлению главы администрации Астраханской области и согласованию с Министерством культуры Российской Федерации. В администрацию области предложения об отнесении объектов к памятнику истории и культуры вносятся государственным органом охраны памятников истории и культуры.

Статья 23. Снятие памятников истории и культуры с государственной охраны

1. Основания и порядок исключения из недвижимых памятников истории и культуры мирового значения установлены соответствующими нормами международного права и международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.
2. Снятие памятников истории и культуры с государственной охраны независимо от их видов и категорий осуществляется решениями Правительства Российской Федерации по представлению администрации Астраханской области, согласованному с государственным органом охраны памятников истории и культуры Астраханской области и Министерства культуры Российской Федерации.
3. Памятники истории и культуры подлежат снятию с государственного учета и государственной охраны в исключительных случаях при их полной физической утрате в результате природных явлений, преднамеренных или непреднамеренных действий юридических и физических лиц.

Глава VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Статья 24. Способы обеспечения сохранности памятников истории и культуры

Сохранность памятников истории и культуры обеспечивается:
- неуклонным соблюдением правил учета движимых и недвижимых памятников истории и культуры;
- установкой охранных досок на недвижимых памятниках;
- организацией проведения исследований памятников;
- организацией разработки карт-схем и историко-архитектурных опорных планов расположения недвижимых памятников;
- установлением охранных зон недвижимых памятников и контроль за их содержанием;
- установлением режима использования зданий-памятников;
- согласованием заданий и проектов проведения различных работ на недвижимых памятниках;
- контролем за обеспечением сохранности памятников период проведения исследовательских и ремонтно-восстановительных работ;
- согласованием мероприятий по обеспечению сохранности памятников при проведении строительных, мелиоративных, дорожных и других хозяйственных и иных работ, которые могут создавать угрозу для сохранности памятников, контролем за их использованием;
- разработкой региональной программы сохранения движимых и недвижимых памятников истории и культуры.

Статья 25. Обязанности по обеспечению сохранности памятников истории и культуры

1. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности или пользовании.
2. Государственный орган охраны памятников истории и культуры совместно с соответствующими службами администрации области, органов местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями разрабатывает программу, обеспечивающую сохранность памятников истории и культуры.

Статья 26. Государственное хранение движимых памятников истории и культуры

1. Движимые памятники истории и культуры в целях обеспечения их сохранности и оптимального использования могут быть переданы собственником на государственное хранение.
2. Государственное хранение движимых памятников истории и культуры производится музеями, архивами, библиотеками, другими государственными организациями хранения памятников истории и культуры, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о музейном, архивном, библиотечном и других государственных фондах.

Статья 27. Земли историко-культурного назначения

1. Определение земель историко-культурного назначения.
К землям историко-культурного назначения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации относятся земли природно-заповедного фонда и земли, включающие в себя исторические территории памятников истории и культуры, территории их охранных зон, особо охраняемые земли культурного назначения - государственные, природные и историко-культурные заповедники, национальные парки, музеи под открытым небом, ботанические сады.
К землям культурного назначения могут быть отнесены участки, подлежащие охране и учету в целях изучения, выявления, восстановления историко-культурного наследия.
Установление границ историко-культурного назначения в Астраханской области осуществляется государственным органом охраны памятников истории и культуры на основании проектных разработок. Границы земель историко-культурного назначения в зависимости от категории памятников истории и культуры утверждаются органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти Астраханской области. Обязательной стадией проектных разработок является историко-архитектурный опорный план, согласуемый с государственным органом охраны памятников истории и культуры соответствующего уровня.
2. Учет земель историко-культурного назначения.
Территории всех видов охранных зон памятников истории и культуры подлежат учету государственным органом охраны памятников истории и культуры. Планы, чертежи, схемы и описания их границ являются обязательной частью основного фонда документации государственного учета памятников истории и культуры.
Особо охраняемые земли историко-культурного назначения в области подлежат учету в Государственном земельном кадастре Российской Федерации, в федеральном органе охраны памятников истории и культуры. При ведении земельного кадастра каждая особо охраняемая территория учитывается в качестве самостоятельного кадастрового земельного участка.
3. Статус земель историко-культурного назначения.
Территория единичного памятника истории и культуры может быть использована только в режиме реставрации его исторического облика. Новое строительство на территории памятника запрещается.
Режим содержания, использования и застройки охранных зон памятников истории и культуры устанавливается государственным органом охраны памятников истории и культуры и утверждается администрацией Астраханской области.
Охрана земель заповедно-природного фонда регулируется специальным законодательством Российской Федерации.
4. Использование земель историко-культурного назначения.
Основной целью использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них памятников истории и культуры.
Деятельность, не соответствующая установленному режиму использования земель, запрещается.
Отнесение земель к землям историко-культурного назначения не влечет за собой прекращения прав собственности на землю, прав землевладения, землепользования и аренды.
Отвод (предоставление) земель и земельных участков в пределах охранных зон памятников истории и культуры производится собственником по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.
Земли историко-культурного назначения могут быть изъяты из хозяйственного оборота и переданы в пользование специально учрежденным государственным организациям (предприятиям), в том числе природным и историко-культурным заповедникам, национальным паркам, ботаническим садам, музеям под открытым небом для осуществления возложенных на них задач по обеспечению сохранности, реставрации, изучению и использованию находящихся на этих территориях памятников истории и культуры и учтенных объектов историко-культурного наследия.
Изъятие земель историко-культурного назначения и определение нового землепользователя производятся органами исполнительной власти Астраханской области по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.

Статья 28. Государственная охрана недвижимых памятников истории и культуры

1. В целях обеспечения оптимального режима содержания и использования недвижимых памятников истории и культуры в государственных и общественных интересах эти памятники независимо от форм собственности могут объявляться музеями, историко-архитектурными заповедниками, охраняемыми культурными ландшафтами или иными объектами историко-культурного назначения.
2. В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории и культуры на землях, прилегающих к их территориям, устанавливаются следующие виды охранных зон:
- охранная зона памятника истории и культуры - территория, непосредственно окружающая памятники, со строгим режимом использования, с запрещением любого нового строительства, кроме носящего восстановительный, регенерационный характер;
- зона регулирования застройки - территория, окружающая охранную зону памятника истории и культуры, с режимом регулирования существующей и вновь создаваемой застройки по ее функциональному назначению, объемно-пространственным характеристикам для закрепления значения памятников в застройке или ландшафте;
- зона охраняемого ландшафта - территория с особо строгим режимом использования природных объектов с запрещением строительных работ, кроме работ по инженерному и восстановительному благоустройству.
Режим содержания и использования охранных зон утверждается государственным органом охраны памятников истории и культуры.
Ответственность за соблюдение режима содержания и использования, установленного для охранных зон памятников, возлагается на землепользователей.
3. Образцы охранных досок независимо от статуса и типологии памятника истории и культуры разрабатываются, утверждаются и устанавливаются государственным органом охраны памятников истории и культуры.
На памятники федерального значения образцы охранных досок согласовываются с Министерством культуры Российской Федерации.
4. В пределах охранных зон памятников истории и культуры производство мелиоративных, дорожных, строительных, геологоразведочных, инженерных и других работ, а также градостроительная, хозяйственная деятельность, которая может привести к нарушению по целостности, сохранности, изменению и разрушению памятников истории и культуры, без разрешения государственного органа охраны памятников истории и культуры запрещается.
5. Ансамбли и комплексы памятников истории и культуры с охранными зонами, объявленные Правительством Российской Федерации историко-культурными заповедниками, подлежат охране в соответствии с Положениями о них.
6. Исторический центр, кварталы, площади, улицы, памятные места, культурные слои древних городов и других населенных пунктов области, представляющие особую историческую, археологическую, градостроительную, архитектурную ценность, могут быть объявлены историко-культурными заповедными территориями (местами) в установленном законом порядке.
Охрана заповедных территорий (мест) осуществляется на основании положений, утверждаемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обеспечение соблюдения установленного режима содержания и использования заповедных территорий (мест) возлагается на администрацию Астраханской области, органы местного самоуправления и государственный орган охраны памятников истории и культуры.
7. Проекты планировки, застройки и реконструкции исторического центра города Астрахани и населенных пунктов области, имеющих объекты историко-культурного наследия, подлежат согласованию с Министерством культуры Российской Федерации, ВООПИК и государственным органом охраны памятников истории и культуры Астраханской области.
8. Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся лишь по согласованию с соответствующим государственным органом охраны памятников истории и культуры, в зависимости от категории памятников истории и культуры, и после осуществления мероприятий по обеспечению их сохранности.
Указанные мероприятия включаются в проектно-сметную документацию на проведение строительных, мелиоративных, дорожных и других работ.
9. Предприятия, учреждения и другие организации в случае обнаружения при производстве строительных, дорожных, мелиоративных и иных работ археологических, архитектурных и других объектов, которые могут иметь историческую, научную, художественную и иную ценность, обязаны немедленно сообщить об этом в государственный орган охраны памятников истории и культуры и приостановить дальнейшее ведение работ.
10. В случае принятия государственным органом охраны памятников истории и культуры решения о приостановлении строительных, мелиоративных, дорожных и иных работ, предписание о приостановлении работ выдается заказчику и подрядчику в письменной форме с указанием выявленных нарушений законодательства об охране памятников истории и культуры.
О приостановлении работ уведомляются администрация Астраханской области, органы местного самоуправления, учреждения банка, финансирующего работы.
11. Приостановленные в указанных случаях работы могут быть возобновлены с разрешения государственного органа охраны памятников истории и культуры после устранения возникшей опасности или допущенного нарушения установленных правил охраны и использования памятников истории и культуры.
12. Финансирование мероприятий по обеспечению сохранности недвижимых памятников истории и культуры или вновь выявленных объектов, ответственность за их выполнение возлагаются на предприятия, учреждения и организации, осуществляющие строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы.
13. Снос, перемещение и какие-либо изменения недвижимых памятников истории и культуры запрещаются.
Исключение из этого правила допускается лишь с особого в каждом конкретном случае разрешения администрации Астраханской области по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры в отношении памятников областного (местного) значения и Правительства Российской Федерации по согласованию с Министерством культуры в отношении памятников федерального значения.
14. В случае получения разрешения на снос памятников истории и культуры государственный орган охраны памятников истории и культуры обязан до его сноса провести работу по научному изучению и полной фиксации памятников истории и культуры.
Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет юридических и физических лиц, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение памятника истории и культуры.

Статья 29. Порядок проведения археологических работ и хранение археологических объектов

1. Археологические раскопки и разведки на территории Астраханской области проводятся только на основании специального разрешения - Открытого листа, выдаваемого археологу-исследователю Институтом археологии Российской Академии наук.
2. Открытые листы регистрируются в государственном органе охраны памятников истории и культуры.
Ведение археологических исследований на территории охранных зон памятников истории и культуры допускается лишь при наличии у археолога на ряду с Открытым листом специального разрешения государственного органа охраны памятников истории и культуры.
3. Археологические предметы и коллекции, полученные в результате разведок и раскопок в Астраханской области, являются государственной собственностью Астраханской области.
После камеральной обработки археологические объекты поступают на постоянное хранение в государственные организации хранения памятников истории и культуры. Место постоянного хранения коллекций археологических предметов определяется договором между учреждением, организацией, проводящими исследования, и государственным органом охраны памятников истории и культуры.
4. Учреждения, организации и граждане, осуществляющие в установленном порядке исследования археологических предметов и памятников, обязаны обеспечить их сохранность.
Лица, руководящие проведением археологических исследований памятников истории и культуры, несут ответственность за сохранность памятников истории и культуры, в процессе и после завершения раскопок, до сдачи отчетов в Институт археологии Академии наук Российской Федерации за проведением в полном объеме необходимых консервационных мероприятий после завершения каждого археологического сезона и всего цикла исследований.
По итогам каждого сезона исследователь сдает раскопку по акту государственному органу охраны памятников истории и культуры.

Статья 30. Порядок собирания движимых памятников истории и культуры

1. Собирание физическими лицами старинных документальных памятников и предметов декоративно-прикладного искусства на территории Астраханской области допускается только при наличии специальных разрешений, выдаваемых государственным органом охраны памятников истории и культуры Астраханской области.
2. Собирание в области предметов старины юридическими лицами допускается только при наличии специального разрешения: Министерства культуры Российской Федерации - на собирание произведений древней живописи и декоративно-прикладного искусства, Государственной архивной службой России - на собирание старинных документальных источников, Академии наук Российской Федерации - на собирание древних рукописей и старопечатных книг.
Вышеназванные разрешения в обязательном порядке регистрируются в государственном органе охраны памятников истории и культуры Астраханской области.
3. Юридические и физические лица, нашедшие предметы старины, представляющие историческую, научную, художественную или иную историко-культурную ценность, обязаны незамедлительно уведомить государственный орган охраны памятников истории и культуры области.
Все найденные предметы старины регистрируются в книге учета старины государственного органа охраны памятников истории и культуры области.
4. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат передаче в государственную собственность Астраханской области.
При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право вместе на получение вознаграждения в размере 50 процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
Настоящее правило не применяется к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада.

Глава IIIV. ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ, РЕМОНТ,
РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Статья 31. Цели обследования состояния, ремонта, реставрации и консервации памятников истории и культуры

Обследование состояния, ремонт, реставрация и консервация памятников истории и культуры имеют своей целью обеспечить максимальную сохранность этих памятников в интересах государства и общества.

Статья 32. Обследование состояния, ремонт, реставрация и консервация недвижимых и движимых памятников истории и культуры

1. Обследование состояния, ремонт, реставрация и консервация недвижимых памятников истории и культуры осуществляются по правилам, установленным Министерством культуры Российской Федерации, юридическими и физическими лицами, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности, выдаваемые лицензирующим органом Администрации Астраханской области.
(пункт в ред. Закона Астраханской области от 27.07.99 № 34/99-ОЗ)
2. Реставрация движимых памятников регулируется соответствующими законодательными актами Российской Федерации и области.

Статья 33. Порядок производства работ по реставрации, консервации и ремонту недвижимых памятников истории и культуры

1. Работы по обследованию состояния, ремонту, реставрации и консервации недвижимых памятников истории и культуры производятся лишь при наличии предварительного решения государственного органа охраны памятников истории и культуры, на учете которого состоит соответствующий памятник.
2. Обязанность получения предварительного разрешения возлагается на юридическое или физическое лицо - собственника (пользователя) недвижимого памятника истории и культуры.
3. С собственником (пользователем) недвижимого памятника истории и культуры государственный орган охраны памятников истории и культуры, на учете которого находится данный памятник, заключается договор, в соответствии с которым собственник (пользователь) берет на себя обязательство обеспечить сохранность соответствующего памятника истории и культуры в первоначальном виде, выполнить работы в установленный срок и другое.
4. Типовые формы разрешений на производство работ по обследованию состояния, ремонту, реставрации и консервации памятников истории и культуры, охранных документов на использование памятников истории и культуры утверждаются Министерством культуры Российской Федерации.
5. Для проведения работ по обследованию состояния, ремонту, реставрации и консервации недвижимых памятников истории и культуры требуется наличие соответствующего проекта, выполненного специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид работ, и согласованного с государственным органом охраны памятников истории и культуры.
Организация, выполнившая проект, осуществляет авторский надзор вплоть до ввода объекта в эксплуатацию.
6. По окончании ремонтно-реставрационных работ на недвижимом памятнике истории и культуры составляется акт комиссии по приемке выполненных работ, утвержденный Министерством культуры Российской Федерации.

Статья 34. Финансирование работ по обследованию состояния, ремонту, реставрации и консервации памятников истории и культуры

1. Сметная стоимость реставрационных и других робот формируется с учетом спроса и предложения на соответствующие виды работ, договорных условий на рынке труда, конъюнктуры, стоимости материала, изделий и конструкций, применяемых машин и оборудования, решения вопросов социальной сферы, развития материально-технической базы реставрационных организаций, получения необходимой прибыли, обеспечивающей расширенное воспроизводство.
2. Финансирование работ по обследованию состояния, ремонту, реставрации и консервации недвижимых памятников истории и культуры производится за счет средств собственника (пользователя) данного объекта, ассигнований из соответствующего бюджета и других источников, если это не противоречит действующему законодательству.
3. Конкретные ассигнования из различных источников финансирования отражаются в договоре на проведение работ по данному памятнику истории и культуры.
4. Собственники (пользователи) памятников истории и культуры, администрация области и органы местного самоуправления вправе привлекать для целей обследования состояния, ремонта, реставрации и консервации памятников истории и культуры средства благотворительных фондов, общественных и религиозных объединений, добровольные пожертвования физических и юридических лиц и других субъектов.

Статья 35. Ответственность за охрану памятника в период производства реставрационных работ

Собственники и пользователи памятников истории и культуры обязаны заключить специальные соглашения с исполнителем работ и определить лицо, ответственное за охрану памятника истории и культуры в период проведения ремонтно-реставрационных работ.
Соглашение должно включать акт технического состояния объекта до начала работ, оформленный в установленном порядке, режим доступности, предохранительные меры, условия хранения ценностей.
Производство ремонтно-реставрационных и других работ на памятниках истории и культуры без подобного соглашения, утвержденного государственным органом охраны памятников истории и культуры, не допускается.

Статья 36. Условия использования памятников истории и культуры

1. Памятники истории и культуры на территории Астраханской области используются в целях развития науки, народного образования и культуры, духовного, нравственного, эстетического и патриотического воспитания через сеть музеев, библиотек, выставок, историко-культурных заповедников, туризма и других форм пропаганды.
2. Недвижимые памятники истории и культуры могут быть использованы также в хозяйственных и иных практических целях, если это не наносит ущерба сохранности памятников.
В этих случаях (за исключением использования в качестве жилых помещений) здания - памятники, находящиеся в государственной собственности, передаются на баланс государственного органа охраны памятников истории и культуры для предоставления в пользование юридическим и физическим лицам.
3. Запрещается использование памятников и их территорий:
- под склады и производство взрывчатых и огнеопасных материалов;
- под склады и производство материалов, загрязняющих интерьеры памятников, их фасады и территории, водные и воздушные бассейны;
- под склады и производство материалов, имеющих вредные газообразные и иные выделения;
- под хранилища и производство зерновых, овощных, животноводческих продуктов, а также для содержания животных;
- под гаражи и стоянки транспортных средств, сельскохозяйственных и иных самоходных машин;
- под производства, имеющие станки, установки и иные механические двигатели, оказывающие динамические, вибрационные и другие виды вредного воздействия на конструкции памятника;
- под производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для памятника температурным, влажностным или иным вредным режимом и применением химически активных веществ.

Статья 37. Использование недвижимых памятников истории и культуры

1. Недвижимые памятники истории и культуры (здания и сооружения), которые находятся в государственной собственности, могут быть использованы в хозяйственных и иных практических целях (за исключением использования под жилье), передаются в установленном порядке вместе с земляными участками в границах их охранных зон, на баланс государственного органа охраны памятников истории и культуры для последующего предоставления в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам.
2. При определении характера использования памятника истории и культуры учитывается:
- сохранение планировочной, объемно-пространственной структуры, инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки, убранства фасадов и интерьеров памятника;
- возможность соблюдения необходимых современных гидро- и геологических, инженерно-технических, санитарно-гигиенических и иных требований по эксплуатации памятника при условии обязательного сохранения всех его подлинных художественных и конструкторских элементов;
- строгое соблюдение технических условий эксплуатации и содержания в соответствии с методическими указаниями Министерства культуры Российской Федерации и соответствующими органами охраны памятников истории и культуры.

Статья 38. Использование движимых памятников истории и культуры

Движимые памятники истории и культуры, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, могут быть использованы по соглашению с собственником памятника для научных, экспозиционно-выставочных и других культурно-просветительных целей.
Условия проведения работ по реставрации, консервации или ремонту указанных объектов определяются соглашением сторон.

Глава IX. ВЫВОЗ И ВВОЗ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Статья 39. Вывоз за пределы Российской Федерации и ввоз на ее территорию памятников истории и культуры

1. Вывоз памятников истории и культуры, расположенных на территории Астраханской области, за пределы Российской Федерации независимо от форм собственности запрещается.
Исключения допускаются по решению органов государственной власти Астраханской области и Российской Федерации по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.
2. Ввоз памятников истории и культуры, являющихся достоянием других государств, на территории области без разрешения страны, которой они принадлежат, запрещается.

Статья 40. Временный ввоз и вывоз памятников истории и культуры

1. Временный ввоз и вывоз памятников истории и культуры на основе международных соглашений в целях культурного обмена осуществляются в порядке, определенном Законом Российской Федерации "О ввозе и вывозе культурных ценностей".
2. Памятники истории и культуры, являющиеся собственностью иностранных государств, организаций и лиц, временно ввозимые в Российскую Федерацию, охраняются государством.

Глава X. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Статья 41. Общие условия ответственности за нарушение законов об охране памятников истории и культуры

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства об охране памятников истории и культуры, несут гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

Статья 42. Виды ответственности за нарушение законодательства об охране памятников истории и культуры

1. Юридические и физические лица обязаны возместить имущественный ущерб, причиненный памятникам истории и культуры.
Размер ущерба, причиненного недвижимому памятнику истории и культуры, определяется с учетом его исторической, научной, художественной, культурной ценности, а также стоимости реставрационных и восстановительных работ.
Методика экспертных оценок стоимости памятников истории и культуры нанесенного им ущерба утверждается Министерством культуры Российской Федерации.
2. Наряду с компенсацией материальных потерь в отдельных случаях (если собственником является физическое лицо) компенсации подлежит и моральный вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в каждом конкретном случае.
3. В случаях и в порядке, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и области, юридические и физические лица несут административную ответственность за нарушения законодательства об охране памятников истории и культуры.
4. В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, должностные лица и граждане несут уголовную ответственность за нарушения законодательства об охране памятников истории и культуры.
5. Применение в отношении юридических и физических лиц мер административной или уголовной ответственности не является основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности в виде компенсации всех потерь, связанных с восстановлением памятника в прежнем состоянии, а при невозможности этого - возмещения убытков.
6. В случае нанесения ущерба, угрозы уничтожения, порчи, разрушения памятников истории и культуры из-за невыполнения пользователями и арендаторами условий охранных договоров государственный орган охраны памятников истории и культуры расторгает в одностороннем порядке указанные договоры и принимает меры к возмещению ущерба.
При расторжении охранно-арендного договора и до заключения новых договоров ответственность за сохранность памятника истории и культуры несет государственный орган охраны памятников истории и культуры.
7. В случаях, когда собственник (пользователь) памятника истории и культуры, отнесенного в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, безхозяйственно содержит культурное наследие, что грозит утратой последним своего значения, такой памятник решением суда по иску государственного органа охраны памятников истории и культуры может быть изъят у собственника (пользователя) в порядке, определенном действующим законодательством.
При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом.
При продаже с публичных торгов собственнику передается врученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.
8. В случае надлежащего исполнения обязательств по обследованию состояния, ремонту, реставрации и консервации памятника истории и культуры применяются санкции, указанные в соглашении сторон, а также общие нормы гражданского законодательства.

Глава XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 43. Нормативные акты, издаваемые в развитие положений закона

Областное Представительное Собрание и администрация области в случаях, предусмотренных настоящим законом, а также в случаях принятия федеральным органами государственной власти новых нормативных актов, выявившихся пробелов в правовом регулировании отношений, связанных с памятниками истории и культуры, принимают в пределах своей компетенции соответствующие нормативные акты.

Статья 44. Обнародование нормативных и ненормативных актов, касающихся памятников истории и культуры

Нормативные и ненормативные акты, принятые (изданные) законодательным (представительным) и исполнительным органами власти области и органами местного самоуправления, касающиеся памятников истории и культуры, должны быть обнародованы с тем, чтобы с ними могли ознакомиться все заинтересованные физические и юридические лица.
Обнародование производится путем опубликования текста соответствующего акта в периодической печати, передачи его по телевидению, радио, вывешивания листовок и иными способами.
Каждому физическому и юридическому лицу обеспечивается право ознакомиться с полными официальными текстами нормативных и ненормативных актов, касающихся памятников истории и культуры на территории области.

Статья 45. Вступление закона в силу

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации области
А.П.ГУЖВИН
г. Астрахань
10 ноября 1996 г.
рег. № 26


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru