Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Распоряжение Администрации Астраханской области от 17.11.2003 № 4/7-Р
"О разработке областной целевой программы "Государственная поддержка и развитие специализированных предприятий, использующих труд инвалидов"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АДМИНИСТРАЦИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 ноября 2003 г. № 4/7-р

О РАЗРАБОТКЕ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ,
ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ТРУД ИНВАЛИДОВ"

В целях максимального охвата общественно полезным трудом инвалидов, создания дифференцированного подхода к организации дополнительных и сохранению действующих рабочих мест, совершенствования системы по защите интересов этой категории населения Астраханской области:
1. Одобрить и утвердить концепцию областной целевой программы "Государственная поддержка и развитие специализированных предприятий, использующих труд инвалидов" (прилагается).
2. На основании данной концепции департаменту труда и социального развития Астраханской области в срок до 1 января 2004 года разработать областную целевую программу "Государственная поддержка специализированных предприятий, использующих труд инвалидов" (далее - программа) и внести на утверждение Администрации Астраханской области в установленном порядке.
3. Определить государственным заказчиком-координатором данной программы департамент труда и социального развития Астраханской области (Володин).
4. Контроль за исполнением данного Распоряжения возложить на первого заместителя Главы Администрации области Жилкина А.А.

И.о. Губернатора области
А.А.ЖИЛКИН





Утверждена
Распоряжением
Администрации
Астраханской области
от 17 ноября 2003 г. № 4/7-р

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ,
ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ТРУД ИНВАЛИДОВ"

1. Описание проблемы и обоснование ее актуальности

На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Актуальность проблемы по социальной интеграции инвалидов в общество определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению возможностей жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты инвалидов.
В Астраханской области проживают 42 тысячи граждан, официально признанных инвалидами, в том числе 4.5 тысячи детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. В последнее время в Астраханской области, как и в России в целом, отмечается тенденция к увеличению общего числа инвалидов, в том числе инвалидов трудоспособного возраста.
Специализированные предприятия являются основной базой профессиональной реабилитации и трудовой занятости инвалидов. Предприятия, применяющие труд инвалидов, в отличие от предприятий с обычными условиями труда приспособлены для обеспечения работой инвалидов с различной степенью утраты трудоспособности, разными заболеваниями и физическими недостатками. На них внедрены специальные технологические процессы, обеспечивающие труд инвалидов, осуществляется комплекс мер по профессиональной ориентации, обучению, производственной адаптации. Однако сложившаяся ситуация на предприятиях, применяющих труд инвалидов, вызывает серьезное беспокойство.
Если в 1998 году на специализированных предприятиях общественных объединений инвалидов (ВОИ, ВОС, ВОГ) работали более 700 инвалидов, то в 2002 году - только чуть более 240.
Проблема занятости для инвалидов всегда стояла достаточно остро, а в настоящее время она становится еще более актуальной. Из общего числи инвалидов трудоспособного возраста имеют трудовые рекомендации 10 тысяч человек, из них работают лишь 3.5 тысячи инвалидов, что составляет 35 процентов.
Участие инвалидов в производственном труде способствует успешному решению одновременно нескольких жизненных задач: социальной и профессиональной реабилитации, социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации, повышению уровня жизни семьи инвалида. К сожалению, политика социальной помощи инвалидам, сводимая в основном к оказанию им материальной помощи, себя не оправдала, т.к. породила устойчивую тенденцию изменения психологии инвалидов к пассивному ожиданию помощи извне без активизации собственных личностных резервов. Об этом свидетельствует тот факт, что из общего числа лиц, кому инвалидность установлена впервые, желание работать высказывают лишь 10-15 процентов респондентов.
Сегодня специализированные предприятия, использующие труд инвалидов, оказались в критической ситуации: после вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации они лишились льгот на добавленную стоимость и льготных ставок на прибыль. Как результат - отсутствие средств на создание рабочих мест и модернизацию производства. Все это вызывает беспокойство и на федеральном уровне. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации прошли парламентские слушания "Проблемы законодательного регулирования финансово-экономической деятельности общественных организаций инвалидов и предприятий, использующих труд инвалидов", где Правительству Российской Федерации рекомендовано в кратчайшие сроки утвердить программу обеспечения занятости инвалидов и государственной поддержки специализированных предприятий, использующих труд инвалидов. Кроме этого, подготовлен законопроект "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", где разработчики ушли от формирования специального государственного заказа для данных предприятий, но при размещении заказа данным предприятиям предусмотрены преференции.
Несмотря на сохранившиеся льготы по налогообложению специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, оказание им государственной поддержки из областного бюджета при реализации инвестиционных проектов, а также выделение средств для реализации мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий в рамках областных целевых программ, все же оказываемая государственная поддержка данных предприятий явно недостаточна.
В создавшейся ситуации необходимы дополнительные меры финансово-экономического характера по выводу из кризиса специализированных предприятий, использующих труд инвалидов. Данные мероприятия должны способствовать повышению конкурентоспособности продукции данных предприятий, увеличению объемов производства, сохранению действующих и увеличению (созданию) новых рабочих мест инвалидов.

2. Осуществление мер по целевой
государственной поддержке специализированных
предприятий, применяющих труд инвалидов

Для вывода специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, из сложного финансового положения необходимы разработка мероприятий по оздоровлению экономического и финансового состояния специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, в целях предотвращения их банкротства, а также проведение льготной финансово-кредитной политики, способствующих созданию специализированных предприятий, учреждений и организаций, применяющих труд инвалидов.
В связи с этим основными направлениями развития специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, должны стать:
- стимулирование экономического роста через создание благоприятного инвестиционного и налогового климата, поддержку реализации инвестиционных проектов данных предприятий, направленных на использование новейших технологий;
- повышение технического уровня предприятий и конкурентоспособности выпускаемой продукции с использованием результатов инновационной деятельности;
- продолжение реконструкции и технического перевооружения существующих мощностей, создание новых производств;
- стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышение их эффективности;
- организация продвижения продукции промышленных предприятий на внутренний и внешний рынки.
Реализация этих мер будет осуществляться путем прямого бюджетного финансирования конкретных проектов, реализуемых специализированными предприятиями, использующими труд инвалидов, в рамках областной целевой программы. Формирование перечня этих мероприятий будет производиться ежегодно на основе заявок самих предприятий с учетом мнения органов исполнительной власти и исходя из возможностей областного бюджета.

3. Реализация комплекса мер
по профессиональной реабилитации инвалидов,
обеспечивающих наиболее полную
занятость инвалидов

Мероприятия по профессиональной реабилитации инвалидов должны быть направлены на:
- расширение возможностей трудоустройства и обеспечение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда;
- вовлечение в активную трудовую деятельность инвалидов, желающих работать;
- содействие в приобретении новой профессии;
- сохранение и перепрофилирование существующих рабочих мест для инвалидов, в том числе в надомных условиях.
Работоспособные инвалиды должны иметь возможность получить профессию, наиболее соответствующую их индивидуальным возможностям, интересам и состоянию здоровья. Важнейшим критерием при трудоустройстве инвалидов является учет вредности и опасности факторов производственной среды, степени физической тяжести и нервной напряженности труда, которые обуславливают противопоказанность тех или иных профессий, условий труда.
Решению проблемы профессиональной реабилитации инвалидов будут способствовать:
Организационные мероприятия:
- координация действий органов исполнительной власти и общественных организаций в области содействия занятости инвалидов;
- стимулирование работодателей к сохранению действующих и созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов, включая содействие в организации специализированных рабочих мест на договорной основе;
- разработка закона Астраханской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Астраханской области", предполагающего закрепление механизма квотирования рабочих мест;
- информирование инвалидов о возможности участия во временных (общественных) работах;
- проведение на специализированных предприятиях, использующих труд инвалидов, аттестации рабочих мест;
- осуществление постоянного контроля со стороны соответствующих органов за соблюдением работодателями трудового законодательства в отношении инвалидов;
- создание и поддержка атмосферы социального партнерства на специализированных предприятиях, использующих труд инвалидов.
Мероприятия по финансовой поддержке:
- содействие развитию предпринимательской инициативы граждан с частичной утратой трудоспособности;
- различные формы использования труда этой категории граждан в надомных условиях;
- содействие профессиональной подготовке и переподготовке инвалидов, развитие сети профессионального обучения, создание постоянно действующих курсов, разработка методики обучения.

4. Государственная поддержка
специализированных предприятий, использующих
труд инвалидов, в виде размещения государственного
заказа для областных нужд

В целях создания условий и повышения заинтересованности специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, в участии в конкурсах по размещению заказов на поставку продукции для государственных нужд при минимизации дополнительных затрат бюджетных средств необходимо реализовать следующие мероприятия:
- предусматривать резервирование доли государственного заказа не менее 5 процентов для хозяйствующих субъектов, использующих труд инвалидов;
- привлечение субъектов, использующих труд инвалидов, к выполнению государственного заказа на основе субподрядов;
- установление облегченных требований к квалификации поставщиков - хозяйствующих субъектов, использующих труд инвалидов, участвующих в размещении государственного заказа (соотносящихся с размером части госзаказа, передаваемого им);
- включение квалифицированных поставщиков - хозяйствующих субъектов, использующих труд инвалидов, в списки (реестры), по которым государственные заказчики рассылают извещения о предстоящих закупках продукции для государственных нужд;
- разработка механизма предоставления преференций поставщикам - хозяйствующим субъектам, использующим труд инвалидов, и отражение его в условиях размещения заказа (конкурсной документации).

5. Реструктуризация и реформирование
специализированных предприятий,
использующих труд инвалидов

В последние годы в Астраханской области были активизированы процессы реформирования предприятий путем их реструктуризации, направленной на осуществление комплекса мероприятий по улучшению управления, повышению эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, росту производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.
В 2004-2005 годах данная тенденция останется. Основой для этого станет реализация областной целевой программы "Государственная поддержка реструктурируемым предприятиям Астраханской области", утвержденной Постановлением Главы Администрации области от 02.03.2000 № 79, главной задачей которой является повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий путем их реструктуризации.
Программой предусматривается оказание различных форм государственной поддержки реструктуризации предприятий, в том числе и специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, а именно:
- оказание финансовой поддержки при проведении реструктуризации и перепрофилировании производств;
- обучение управленческого звена предприятий;
- оказание содействия в разработке проектов реструктуризации и финансового оздоровления предприятий.
Государственная финансовая поддержка ориентирована, прежде всего на те предприятия, которые способны максимально эффективно использовать выделяемые им средства для проведения реструктуризации, и может быть оказана в виде:
- полной или частичной оплаты услуг сторонним фирмам, осуществляющим разработку проекта реструктуризации;
- полного или частичного погашения процентов по привлеченному кредиту за счет средств областного бюджета;
- полного или частичного финансирования проекта реструктуризации предприятия за счет бюджетных или привлеченных средств;
- отсрочки по платежам в областной бюджет на 6 месяцев с момент принятия решения комиссией по антикризисному управлению о проведении реструктуризации предприятия;
- участия в уставном капитале при первичной и последующих эмиссиях либо путем приобретения акций (паев, долей) за счет средств областного бюджета.

6. Результаты реализации программы

Осуществление комплекса мероприятий, предусмотренных программой, позволит оздоровить финансовое состояние специализированных предприятий, использующих труд людей с ограниченными возможностями, вывести данные предприятия из сложного финансового положения, сохранить существующие рабочие места для инвалидов и создать новые; повысит заинтересованность руководителей предприятий области, позволит решить социально важную проблему реинтеграции инвалидов в общество.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru