Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Закон Астраханской области от 23.10.2001 № 51/2001-ОЗ
"О пожарной безопасности"
(принят Астраханским областным Представительным Собранием 11.10.2001)

Официальная публикация в СМИ:
"Астраханские известия", № 5, 31.01.2002


Утратил силу в связи с принятием Закона Астраханской области от 09.10.2007 № 63/2007-ОЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Вступает в силу через 10 дней со дня официального опубликования (статья 29 настоящего Закона).



23 октября 2001 года № 51/2001-ОЗ

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Принят областным
Представительным Собранием
11 октября 2001 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство Астраханской области о пожарной безопасности

Законодательство Астраханской области о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, Уставе Астраханской области и включает в себя настоящий Закон и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статья 2. Полномочия органов государственной власти области по обеспечению пожарной безопасности

К полномочиям Астраханского областного Представительного Собрания относится:
- осуществление нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности на территории Астраханской области в пределах его компетенции;
- утверждение областного бюджета в части расходов на обеспечение пожарной безопасности, в том числе на содержание пожарной охраны;
- осуществление контроля за исполнением областного бюджета в части расходов на обеспечение пожарной безопасности;
- утверждение областных целевых программ в области пожарной безопасности;
- установление в соответствии с действующим законодательством льгот по налогам и сборам, стимулирующих обеспечение пожарной безопасности;
- иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
К полномочиям Администрации Астраханской области относится:
- разработка проекта областного бюджета в части расходов на обеспечение пожарной безопасности, в том числе на содержание пожарной охраны;
- разработка и реализация областных целевых программ в области пожарной безопасности;
- утверждение разработанного Государственной противопожарной службой порядка организации тушения пожаров на территории области;
- осуществление социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
- организация обучения граждан мерам пожарной безопасности, привлечение их в установленном порядке к предупреждению и тушению пожаров;
- иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Статья 3. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

К полномочиям органов местного самоуправления области относится:
- принятие мер по соблюдению требований пожарной безопасности;
- утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
- создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;
- осуществление экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
- установление льгот по местным налогам и сборам, стимулирующих обеспечение пожарной безопасности;
- установление особого противопожарного режима (периода) с разработкой дополнительных правил и требований на время его действия по согласованию с Государственной противопожарной службой;
- оказание содействия деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;
- организация общественного контроля за соблюдением пожарной безопасности;
- разработка и обеспечение реализации мер пожарной безопасности;
- создание и содержание, в соответствии с установленными нормами, финансируемых за счет средств местных бюджетов органов управления и подразделений пожарной охраны;
- принятие в муниципальную собственность имущества пожарной охраны от владельцев, отказавшихся от него, и использование указанного имущества по прямому назначению;
- организация обучения населения мерам пожарной безопасности и привлечение его к предупреждению и тушению пожаров;
- создание комиссии по пожарной безопасности;
- иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Глава II. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

Статья 4. Основные задачи и виды пожарной охраны на территории Астраханской области

Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются организация предупреждения пожаров и тушение пожаров.
Пожарная охрана в Астраханской области подразделяется на следующие виды:
- государственная противопожарная служба;
- ведомственная пожарная охрана;
- муниципальная пожарная служба;
- добровольная пожарная охрана;
- объединения пожарной охраны.

Статья 5. Государственная противопожарная служба

Основным видом пожарной охраны на территории Астраханской области является Государственная противопожарная служба Астраханской области (далее - Государственная противопожарная служба).
Государственная противопожарная служба организует разработку и осуществление государственных мер, нормативное регулирование в области пожарной безопасности, координирует деятельность других видов пожарной охраны, выполняет иные возложенные на нее задачи.

Статья 6. Ведомственная пожарная охрана

Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности (далее - предприятия, учреждения и организации), в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать подразделения ведомственной пожарной охраны.
Порядок организации деятельности ведомственной пожарной охраны устанавливается соответствующими положениями и согласовывается с Государственной противопожарной службой.

Статья 7. Муниципальная пожарная служба

Органы местного самоуправления для предупреждения и тушения пожаров на территории муниципального образования могут создавать муниципальную пожарную службу.
Муниципальная пожарная служба входит в состав гарнизона пожарной охраны.
Финансирование и материально - техническое обеспечение подразделений муниципальной пожарной службы осуществляется органами местного самоуправления.

Статья 8. Добровольная пожарная охрана и противопожарные формирования

Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения и тушения пожаров в населенных пунктах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Добровольная пожарная охрана может создаваться в населенных пунктах, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от наличия подразделений Государственной противопожарной службы.
Добровольные противопожарные формирования могут создаваться в виде пожарно-технических комиссий, добровольных пожарных дружин (команд), инспекций (групп) общественного пожарного надзора, а в общеобразовательных школах и детских спортивно-оздоровительных лагерях в виде дружин юных пожарных.
Порядок организации деятельности добровольной пожарной охраны и противопожарных формирований устанавливается Государственной противопожарной службой.
Финансовое и материально-техническое обеспечение добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций, на которых она создана, а также других источников финансирования.
Добровольным пожарным предоставляются социальные гарантии, устанавливаемые органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления, а также зарегистрировавшими их предприятиями, учреждениями и организациями.

Статья 9. Тушение пожаров

Пожарная охрана в области осуществляет тушение пожаров в обязательном порядке на всех объектах, независимо от форм собственности.
Тушение пожаров государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется органами Государственной противопожарной службы, согласовывается с предприятиями, учреждениями и организациями, имеющими ведомственные пожарные подразделения, утверждается Администрацией Астраханской области и органами местного самоуправления.
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения по управлению силами и средствами при тушении пожара и проведению связанных с ним первоочередных аварийно - спасательных работ.
Должностные лица предприятий, учреждений и организаций, на территории которых осуществляются боевые действия по тушению пожара обязаны по требованию руководителя тушения пожара предоставлять на безвозмездной основе средства связи, транспорт, оборудование.
При следовании на пожар пожарная техника пользуется правом беспрепятственного проезда, первоочередного обеспечения горюче - смазочными материалами на автозаправочных станциях и проведения ремонта на станциях технического обслуживания.
Участники тушения пожаров при продолжительности боевых действий свыше шести часов обеспечиваются питанием и условиями для отдыха за счет средств предприятий, учреждений и организаций, где возник пожар, или за счет средств областного и местных бюджетов.

Статья 10. Источники финансирования Государственной противопожарной службы

Финансирование Государственной противопожарной службы предусматривается отдельной строкой в областном бюджете, при этом Государственная противопожарная служба является непосредственным получателем бюджетных средств.
Целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено собственником этого имущества без согласования с Государственной противопожарной службой и соответствующим органом государственной власти Астраханской области.
Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности по целевым программам в области пожарной безопасности планируется и осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.

Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 11. Обеспечение пожарной безопасности

Программы социально - экономического развития Астраханской области, муниципальных образований, предприятий, учреждений и организаций должны содержать меры обеспечения пожарной безопасности и конкретные мероприятия по укреплению противопожарной защиты объектов и населенных пунктов.
В целях комплексного решения проблем в области пожарной безопасности Администрацией области совместно с Государственной противопожарной службой разрабатывается долгосрочная областная целевая программа в области пожарной безопасности.

Статья 12. Комиссия по пожарной безопасности

Комиссия Астраханской области по пожарной безопасности (далее - Комиссия) является координационным органом по рассмотрению и решению вопросов, связанных с укреплением пожарной безопасности объектов различных форм собственности и населенных пунктов области.
Деятельность Комиссии обеспечивает Государственная противопожарная служба.
Решения Комиссии по пожарной безопасности, в пределах ее компетенции, являются обязательными для должностных лиц органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления, должностных лиц предприятий, учреждений и организаций.

Статья 13. Особый противопожарный режим на территории Астраханской области

При особенно неблагополучной (сложной) пожарной обстановке на соответствующих территориях Астраханской области и в населенных пунктах Администрация Астраханской области и органы местного самоуправления вправе устанавливать особый противопожарный режим, определять порядок его введения и контроль за его исполнением.
Особенно неблагополучной может быть признана обстановка, связанная с реальной угрозой жизни, здоровью людей и окружающей их природной среде, которая обусловлена крупными (массовыми) пожарами, в том числе в лесах и тростниковых зарослях.
При особом противопожарном режиме органы государственной власти и местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования пожарной безопасности, привлекать силы и средства предприятий, учреждений и организаций для устранения причин и ликвидации последствий пожаров, а также выделять для этого дополнительные средства.

Статья 14. Планировка и застройка населенных пунктов

При разработке градостроительной документации, проектов строительства, выборе площадок (трасс) под строительство должны выполняться действующие нормы и правила, обеспечивающие пожарную безопасность, условия для успешного спасения людей и ликвидации возможных пожаров.
При разработке генеральных планов застройки административно - территориальных единиц Астраханской области должно осуществляться размещение подразделений пожарной охраны с учетом нормативного радиуса обслуживания.
Обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой подлежат:
- градостроительная документация;
- проектные решения на строительство объектов, по которым отсутствуют нормы проектирования;
- обоснованные отступления от действующих требований пожарной безопасности;
- проекты строительства, выполняемые иностранными проектными организациями или с использованием зарубежных нормативных документов;
- территориальные нормы строительного проектирования;
- выбор (отвод) земельного участка для строительства (размещения) предприятия, здания, сооружения и других объектов.

Статья 15. Обеспечение пожарной безопасности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан

Нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения устанавливает Администрация области с учетом требований пожарной безопасности.
В целях обеспечения выполнения правил пожарной безопасности на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может избираться комиссия такого объединения по контролю за соблюдением законодательства.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям в обеспечении пожарной безопасности.

Статья 16. Надзор в области пожарной безопасности

Государственная противопожарная служба осуществляет государственный надзор за выполнением требований пожарной безопасности на территории Астраханской области.
Ведомственный надзор за выполнением требований пожарной безопасности на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях организуется в порядке, установленном федеральным законодательством. Наличие ведомственного пожарного надзора не исключает необходимости осуществления государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности на них.

Статья 17. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

Противопожарную пропаганду в Астраханской области проводят органы государственной власти Астраханской области и органы местного самоуправления. Государственная противопожарная служба, предприятия, учреждения и организации с использованием средств массовой информации, агитационно-пропагандистских мероприятий, выставок, ярмарок, смотров, конференций, конкурсов, а также издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции и других форм для информирования населения.
Государственная противопожарная служба в порядке и на основаниях, предусмотренных действующим законодательством, на безвозмездной основе публикует и передает через средства массовой информации сведения, содержащие информацию о противопожарном состоянии объектов Астраханской области, о пожарах, происшедших на ее территории, причинах, последствиях, мерах по предотвращению и действиях в случае возникновения пожара.
По требованию Государственной противопожарной службы информация о пожарах и установлении особого противопожарного режима сообщается немедленно.
Общеобразовательные учреждения Астраханской области должны проводить обязательное обучение детей и учащихся мерам пожарной безопасности. Обучение проводится по курсу основ безопасности жизнедеятельности, а также в рамках дополнительного образования по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой.

Статья 18. Права и обязанности предприятий, учреждений и организаций в области пожарной безопасности

Предприятия, учреждения и организации имеют право:
- создавать за счет собственных средств подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с государственной противопожарной службой;
- устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
- вносить в органы государственной власти и местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на их объектах;
- получать в установленном порядке информацию по вопросам пожарной безопасности;
- проводить независимую экспертизу причин пожара.
Предприятия, учреждения и организации обязаны:
- осуществлять меры, направленные на создание пожаробезопасных условий труда для работников, иных граждан;
- обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний и постановлений должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и утверждать в соответствии с действующим законодательством положения, инструкции, другие правовые акты, направленные на обеспечение пожарной безопасности, осуществлять контроль за их соблюдением;
- проводить служебное расследование обстоятельств пожаров и предоставлять по требованию должностных лиц государственной противопожарной службы материалы служебных расследований, сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объектов и о пожарной опасности производимой ими продукции, а также произошедших на их территории пожарах и их последствиях;
- обучать работников мерам пожарной безопасности и проводить противопожарную пропаганду;
- обеспечивать пожарную безопасность товаров (работ, услуг).

Статья 19. Обязанности должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны:
- соблюдать законодательство в области пожарной безопасности, требования пожарной безопасности стандартов, норм и правил, обеспечивать первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем строения и помещения, в которых они осуществляют свою деятельность, если иное не предусмотрено договором;
- принимать меры к немедленному уведомлению противопожарной службы о пожаре, его тушению, спасению людей и имущества;
- выполнять законные требования органов управления и подразделений противопожарной службы и их должностных лиц;
- оказывать содействие противопожарной службе при тушении пожаров и решении вопросов обеспечения пожарной безопасности;
- представлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объектов и пожарной опасности разрабатываемой и производимой ими продукции, по происшедшим пожарам и их последствиям.

Статья 20. Права и обязанности граждан по обеспечению пожарной безопасности

Граждане на территории области имеют право:
- на защиту их жизни, здоровья и имущества от пожаров;
- возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
- получение информации по вопросам пожарной безопасности;
- участие в обеспечении пожарной безопасности.
Граждане на территории области обязаны:
- соблюдать законодательство в области пожарной безопасности, требования норм и правил пожарной безопасности, выполнять предписания и постановления должностных лиц пожарной охраны;
- уведомлять пожарную охрану о возникновении пожаров и принимать меры по их тушению, спасению людей и имущества;
- иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности, первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в составе и количестве, определенном правилами пожарной безопасности и перечнями, утверждаемыми органами местного самоуправления;
- предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Статья 21. Филиал Фонда пожарной безопасности по Астраханской области

В целях реализации мер пожарной безопасности создается филиал Фонда пожарной безопасности по Астраханской области в порядке, устанавливаемом действующим законодательством.
Деятельность филиала Фонда пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 22. Производство пожарно-технической продукции

Производство пожарно-технической продукции, выполнение работ (оказание услуг) в области пожарной безопасности осуществляются предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, получившими на это, в соответствии с действующим законодательством, специальное разрешение (лицензию).

Статья 23. Сертификация

Пожароопасная и пожарно-техническая продукция, работы (услуги), выполняемые в сфере пожарной безопасности, производимые или реализуемые на территории Астраханской области, подлежат обязательной сертификации (подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности) в порядке, установленном федеральным законодательством.
Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации определяется Государственной противопожарной службой.
По инициативе граждан и предприятий, учреждений и организаций может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом сертификации.

Статья 24. Лицензирование

Администрация Астраханской области по предложению Государственной противопожарной службы с учетом местных условий может устанавливать дополнительные виды деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию.
Деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопасности осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Государственной противопожарной службой в установленном порядке.

Статья 25. Противопожарное страхование

Противопожарное страхование на территории Астраханской области может осуществляться в добровольной и обязательной формах.

Глава IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ИНЫЕ МЕРЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 26. Приостановка работы объектов

При обнаружении нарушений требований пожарной безопасности, создающих пожароугрожаемое состояние объектов, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, техническом перевооружении объектов их работа (отдельные виды работ) полностью или частично приостанавливается.

Статья 27. Ответственность должностных лиц и граждан

За нарушение требований пожарной безопасности должностные лица и граждане на территории Астраханской области могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 28. Ответственность предприятий, учреждений и организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за нарушение требований пожарной безопасности

За нарушение требований пожарной безопасности и иные правонарушения в сфере пожарной безопасности предприятия, учреждения и организации, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

Глава Администрации области (Губернатор)
А.П.ГУЖВИН
г. Астрахань
23 октября 2001 г.
Рег. № 51/2001-ОЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru