Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Администрации Астраханской области от 21.05.2004 № 7/81
"Об утверждении Концепции развития приграничного сотрудничества Астраханской области Российской Федерации и Атырауской области Республики Казахстан на 2004-2005 годы"

Официальная публикация в СМИ:
"Астраханские известия", № 26, 24.06.2004






АДМИНИСТРАЦИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2004 г. № 7/81

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НА 2004-2005 ГОДЫ

Заслушав информацию о ходе работы по развитию приграничного сотрудничества между Астраханской областью Российской Федерации и Атырауской областью Республики Казахстан, Администрация Астраханской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития приграничного сотрудничества Астраханской области Российской Федерации и Атырауской области Республики Казахстан на 2004-2005 годы (прилагается).
2. Органам исполнительной власти Астраханской области подготовить предложения по проектам, которые могут быть реализованы в рамках создаваемого региона приграничной интеграции и сотрудничества.
3. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Астраханской области (Блиер М.Б.), управлению информационных ресурсов аппарата Губернатора Астраханской области (Ушаков А.В.) разработать программу создания и функционирования единого информационного пространства Астраханской и Атырауской областей.
4. Департаменту международной и внешнеэкономической деятельности Астраханской области (Кабикеев А.Н.):
4.1. Продолжить контакты с международными организациями и программами, оказывающими содействие в вопросах развития трансграничного сотрудничества.
4.2. Продолжить работу по подготовке и согласованию соглашения о создании региона приграничной интеграции и сотрудничества между Астраханской областью Российской Федерации и Атырауской областью Республики Казахстан (первого евроазиатского региона).

Губернатор Астраханской области
А.П.ГУЖВИН





Утверждена
Постановлением
Администрации Астраханской области
от 21 мая 2004 № 7/81

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НА 2004-2005 ГОДЫ

Введение
Обоснование необходимости разработки концепции

Динамика процессов, происходящих в последние годы на постсоветском пространстве, свидетельствует об усилении интеграции среди стран СНГ в сфере экономики, культуры, гуманитарного сотрудничества.
Россия и Казахстан являются на сегодня членами единого таможенного пространства и входят в состав стран-участниц Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В 2003 году Россией и Казахстаном вместе с Украиной и Беларусью принято решение о создании Единого экономического пространства. Наблюдается прогресс в решении вопроса по созданию условий для транспортной интеграции стран-участниц ЕврАзЭС. Обоюдно желание России и Казахстана развивать международный транспортный коридор Е-40 "Запад-Восток", соединяющий Казахстан с южными регионами России и Украиной через территории Атырауской и Астраханской областей.
В этих условиях значение приграничных регионов существенно возрастает, ведь именно им отводится роль своеобразных локомотивов интеграционных процессов, а само приграничное межрегиональное сотрудничество приобретает значение одного из важных и эффективных факторов, способствующих выходу на реальную интеграцию - создание действительно единого экономического пространства.
Мировой опыт свидетельствует, что приграничное сотрудничество ориентировано на установление и развитие взаимовыгодных партнерских отношений населения по обе стороны границы и представляет собой действенный механизм активизации социально-экономического развития приграничных территорий.
Приграничное сотрудничество возникает и развивается под воздействием определенных обстоятельств. Прочным основанием для контактов через границу служат общие исторические и культурные связи, а также близость поселений по обе стороны границы вместе с отдаленностью других поселений внутри страны.
Основополагающий принцип приграничного сотрудничества заключается в том, чтобы создавать связи и договорные отношения в приграничных зонах с целью поиска совместных решений идентичных проблем, что позволяет местным и региональным властям повысить эффективность решения стоящих перед ними задач.
Все это характерно для межрегиональных связей Астраханской области Российской Федерации и Атырауской области Республики Казахстан.
В практическом плане до настоящего времени межрегиональные связи Астраханской и Атырауской областей проявлялись в заключении соглашений и достижении договоренностей, в осуществлении согласованных действий и обмене информацией, рассмотрении широкого комплекса вопросов, связанных с экономикой и занятостью населения, транспортом и коммуникациями, туризмом, культурой и образованием, здравоохранением, окружающей средой и т.д.
За последнее десятилетие между Астраханской и Атырауской областями заключено около 10 межрегиональных соглашений и протоколов, затрагивающих различные сферы торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. В них нашло отражение понимание региональными властями приоритетов развития собственной территории в тесной взаимосвязи с возможностями ближайших зарубежных соседей.
Наиболее перспективные направления взаимоотношений Астраханской области с сопредельными областями Казахстана были включены в мероприятия к Программе приграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999 - 2007 годы, которая достаточно успешно реализуется. В нынешнем году в Астрахани приступило к работе Консульство Казахстана - первое казахстанское консульское учреждение на территории стран СНГ. Все это свидетельствует о том большом внимании, которое уделяется на региональном и государственном уровнях наших стран для развития взаимовыгодных двусторонних отношений.
Сопредельное расположение областей на российско-казахстанской границе требует более тесного и глубокого взаимодействия. К настоящему моменту можно констатировать, что применяемые методы и подходы к развитию межрегиональных связей и приграничного сотрудничества уже не позволяют добиваться требуемых результатов.
Существующее состояние погранично-таможенной инфраструктуры, транспортных коммуникаций не способствует увеличению взаимного товарооборота. Уровень взаимодействия в сфере образования, здравоохранения, науки и культуры уже не соответствует темпам развития интеграционных процессов на межгосударственном уровне. На региональном уровне требуются новые и, на что следует обратить особое внимание, совместные подходы к оптимизации и расширению торгово-экономических и кооперационных связей, сотрудничеству в гуманитарной и социальной сферах. Необходим более высокий с организационной точки зрения уровень взаимодействия органов власти Астраханской области и областей Республики Казахстан.
На выработку данных подходов и их практическое применение направлена настоящая Концепция.

1. Правовые основы приграничного сотрудничества
в Российской Федерации

Под приграничным сотрудничеством в России понимаются любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между Российской Федерацией и любыми сопредельными государствами в решении вопросов устойчивого социально-экономического развития приграничных территорий при обеспечении суверенитета, неприкосновенности и целостности территории, реализации и защиты национальных интересов и безопасности Российской Федерации в ее приграничном пространстве.
Приграничное сотрудничество осуществляется прежде всего на приграничной территории Российской Федерации и сопредельной приграничной территории. В Федеральном законе "О Государственной границе Российской Федерации" определено, что "приграничная территория Российской Федерации включает в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлены пограничный режим, пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе Российской Федерации, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска".
Конкретная приграничная территория может определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации или в международных договорах Российской Федерации, законах, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации или соглашениях субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами, заключаемых в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Присоединение России в 2002 году к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей дает определенный идеологический инструментарий по заполнению правового вакуума в данной сфере. Однако следует отметить, что структурообразующим принципом данной конвенции является местное самоуправление (территориальные власти). Особенностью приграничного сотрудничества в России является тот факт, что в нем должны в равной мере участвовать как федеральное правительство и региональные власти, так и органы местного самоуправления, организации в пределах их компетенции.
Исходя из этого понимания Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в Постановление "О ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей" от 29 ноября 2001 г. № 2153-III ГД включила заявление о том, что "в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей Российская Федерация заявляет, что под термином "территориальные сообщества и власти" подразумеваются субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления".
Ниже приводится перечень нормативно-правовых актов, формирующих правовое поле для приграничного сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан:
- модельный закон "О регионах приграничного сотрудничества" принят Межпарламентским Комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 16.06.98 № 6-5;
- Соглашение "Об основных принципах приграничного сотрудничества государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года" (Москва, 26.02.99) ратифицировано ФЗ от 06.12.2000 № 140-ФЗ, вступило в силу 25.12.2000;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "О сотрудничестве приграничных областей Российской Федерации и Республики Казахстан" (Омск, 26.01.95);
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "О приграничном сотрудничестве регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999-2007 годы" (Астана, 24.09.99) вступило в силу 23.05.2000;
- Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, принятая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2001 № 196-р;
- проект соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "О порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан";
- проект Федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации",
Анализ вышеперечисленных действующих нормативно-правовых актов, а также проектов законов, на принятие которых следует рассчитывать в ближайшей перспективе, позволяет констатировать, что законодательство в сфере приграничного сотрудничества носит в основном рамочный и декларативный характер. Оно не предусматривает каких-либо финансовых льгот приграничным территориям и дополнительных полномочий органам власти приграничных территорий или приграничных субъектов Федерации в сфере управления ими. Вместе с тем законодательство позволяет формировать совместные органы по приграничному сотрудничеству, так называемые "регионы приграничной интеграции и сотрудничества" (Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, проект федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации").

2. Анализ состояния приграничного сотрудничества
Астраханской области Российской Федерации
и Атырауской области Республики Казахстан
(сильные и слабые стороны, возможности и угрозы)

Анализ существующего положения в сфере приграничного сотрудничества призван выявить аспекты, оказывающие наибольшее влияние на последующее его развитие.
Цель анализа - учет имеющихся особенностей при планировании конкретных направлений и проектов сотрудничества при прогнозировании перспектив сотрудничества на кратко- и среднесрочную перспективу.
Метод анализа сильных, слабых сторон, возможностей и угроз является общепринятым инструментом в странах Европейского союза, а в последнее время - и в Российской Федерации.
Сильные стороны - экономические, социальные и иные особенности Астраханской области как приграничного региона, наиболее активно используемые в приграничном сотрудничестве и позволяющие формировать его базу.
Слабые стороны - экономические, социальные и иные особенности Астраханской области, негативно влияющие на развитие приграничного сотрудничества.
Возможности - экономические, социальные и иные особенности Астраханской области, не используемые в полной мере в рамках приграничного сотрудничества, активизация которых может содействовать углублению и развитию приграничных связей в интересах области.
Угрозы - некоторые социальные и экономические особенности Российской Федерации и Астраханской области, существование и усугубление которых может отрицательно повлиять на развитие приграничного сотрудничества.
Сильные стороны:
Расположение на границе Российской Федерации и Республики Казахстан и выход по Каспийскому морю на приморские регионы прикаспийских государств.
Наличие определенной пограничной инфраструктуры.
Значительные запасы природных ресурсов.
Взаимодополняемость в структурах экономики,
Наличие квалифицированных кадров и центров по их подготовке, высших учебных заведений и научно-исследовательских центров.
Многолетние всесторонние связи между Астраханской областью и областями Республики Казахстан.
Общее историко-культурное наследие.
Слабые стороны:
Различия в уровнях развития приграничных коммуникаций.
Экологические проблемы, связанные прежде всего с биоресурсами Каспийского моря.
Сырьевая направленность экономики.
Неблагоприятная демографическая ситуация, низкий уровень жизни населения на приграничных территориях.
Возможности:
Развитие сотрудничества с Казахстаном в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС и Единого экономического пространства.
Дальнейшее развитие приграничной инфраструктуры, апробирование и внедрение новых технологических схем осуществления всех видов контроля при пересечении границы.
Развитие транспортных коммуникаций.
Углубление производственной кооперации.
Международное сотрудничество научных, научно-исследовательских и образовательных учреждений.
Общность экологических проблем, проблем охраны и воспроизводства биоресурсов. Международное сотрудничество учреждений здравоохранения.
Углубление связей между районами Астраханской и Атырауской областей.
Угрозы:
Экономическая нестабильность.
Экологические угрозы.
Дисбаланс между потребностями и наличием кадров определенных специальностей и квалификации на рынке труда.
Слабое представление властей, в первую очередь местных, о выгодах приграничного сотрудничества.
Наличие жесткой вертикали власти в Казахстане, меньшая самостоятельность областных и местных органов власти.
Использование элементов протекционистской политики в отношении друг друга во внешнеэкономических связях России и Казахстана.

2.1. Сильные стороны

1) Расположение на границе Российской Федерации и Республики Казахстан и выход по Каспийскому морю на приморские регионы прикаспийских государств

Географические и геополитические факторы имеют важнейшее влияние на развитие Астраханской области. Протяженность астраханского участка российско-казахстанской границы составляет около 504.6 км. По Каспийскому морю, в принципе не имеющему государственных границ, Астраханская область выходит на приморские регионы Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан и Туркменистана.
Через территорию Астраханской области проходят важнейшие международные транспортные коридоры, участником которых является и Казахстан: "Север-Юг", соединяющий страны бассейна Индийского океана с центральными регионами России через астраханский воднотранспортный узел, и "Запад-Восток", соединяющий Казахстан с южными регионами России и Украиной через территории Атырауской и Астраханской областей. На сегодняшний день существуют условия для расширения транзитной роли Астраханской области Российской Федерации и Атырауской области Республики Казахстан, с помощью которых при соответствующем развитии транспортной инфраструктуры как в Астраханской, так и в Атырауской областях можно надежно соединить Казахстан с югом России, Украиной, европейскими странами, а также странами бассейна Индийского океана и района Персидского залива.

2) Наличие определенной пограничной инфраструктуры

В соответствии с распоряжением Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК России) от 04.10.2001 № 961 на астраханском участке российско-казахстанской границы в зоне ответственности Астраханской таможни установлено 9 пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации:
железнодорожные: "Аксарайский", "Верхний Баскунчак"
морские: "Морской порт Астрахань", "Морской порт Оля"
автомобильные: "Караозек", "Малый Арал", "Харабали", "Верхний Баскунчак"
авиационный: "Аэропорт Астрахань".
Пункты пропуска обслуживают как потребности Астраханской области, так и других регионов России, не граничащих с Казахстаном в грузовом и пассажирском сообщении.

3) Значительные запасы природных ресурсов

Недра Астраханской области богаты полезными ископаемыми: газом и нефтью, опоками и строительными материалами (глина, гипс, керамзит, силикатный песок), хлор- и бромсодержащими солями. Уникальны рыбные ресурсы области.
Наибольшую известность области принесли запасы природного газа и нефти. Астраханское газоконденсатное месторождение является одним из крупнейших в России.
На территории области помимо Астраханского выявлен ряд других перспективных месторождений нефти и газа. Общее количество нефтяных и газовых ресурсов оценивается в 8.9 млн. тонн нефти, 572.3 млн. тонн газового конденсата и 3720 млрд. куб. м газа. Начальные сырьевые ресурсы нефти и газового конденсата составляют 2 млрд. тонн нефти и 513 трлн. куб. м газа.
Большинство районов области перспективны в нефтегазоносном отношении. Имеются предпосылки открытия в ближайшие годы новых крупных месторождений углеводородного сырья. Ряд участков перспективен для поисков и разведки залежей нефти и газа.
В настоящее время регион Каспийского моря приобретает для России все возрастающее значение в связи с имеющимися ресурсами нефти и углеводородного сырья, которые сосредоточены в том числе и в пределах России и Казахстана. Согласно имеющимся оценкам прогнозные ресурсы нефти в регионе Каспийского моря составляют около 16 млрд. тонн и газа - 10 трлн. куб. м. Столь значительные ресурсы могут вывести регион в число основных районов мира по нефтегазодобыче в XXI веке. Их стоимость оценивается в 4 трлн. долларов США.
Как утверждают специалисты, в прилегающей к Астраханской области части Каспийского моря открыто не просто отдельно взятое месторождение, а обнаружена целая нефтегазоносная провинция, что по российским масштабам является уникальным случаем.
К настоящему времени достигнута договоренность между Российской Федерацией и Республикой Казахстан по условиям совместного освоения нефтегазовых структур северной части Каспийского моря "Курмангазы", "Хвалынское" и "Центральное".
Область известна также уникальным месторождением поваренной соли - Баскунчакским. Месторождение служит основной базой добычи пищевой и технической соли в России.
Имеется сырье для химической и нефтехимической промышленности - опоки (кремнистые горные породы, богатые аморфным кремнеземом).
Астраханская область имеет запасы сырья для производства строительных материалов. Залежи глины расположены в южной части области - в дельте Волги, гипса - на севере области и в районе озера Баскунчак.
На территории области выявлены значительные запасы минеральных вод, отличающихся друг от друга по химическому составу и свойствам.
В Астраханской области открыты три типа лечебных вод бальнеологической группы. Первый тип - азотно-хлоридные минеральные воды, аналогичные по составу лечебно-питьевой воде курорта Старая Русса. На территории санатория "Тинаки-2" добывается хлоридно-натриевая, бромная, йодная минеральная вода, которая используется как в бальнеолечебницах в виде ванн, так и в виде лечебно-питьевой воды.
Наличие уникальных пород рыб в реке Волге и Каспийском море во многом определяет специализацию области. Из более чем 60 видов рыб, обитающих в водоемах рек области и Каспийском море, около 30 видов имеют промысловое значение. Уникально стадо каспийских осетровых рыб (осетра, белуги, стерляди). Значительная часть черной икры и красной рыбы, поставляемых на мировой рынок, добывается в Астраханской области. Биоресурсы Астраханского края (сазан, судак, сом, лещ, каспийская сельдь и др.) поставляются на внутренний и внешний рынки.
Астраханский заповедник и охотничьи угодья дельты Волги - места отдыха охотников и рыболовов-любителей со всего мира. В регионе имеются уникальные заповедные места, где организованы туристические маршруты. Возможности лечебного отдыха обусловлены наличием целебных грязей и минеральных вод. В области есть возможности создать условия для отдыха 150 тыс. человек ежегодно.
Природные ресурсы Астраханской области в перспективе могут стать важной составляющей базиса для торгово-экономического сотрудничества на приграничных территориях.

4) Взаимодополняемость в структурах экономики

Атырауская область в последние годы стала по праву называться нефтяной столицей Казахстана. На ее территории идет разработка крупного Тенгизского нефтяного месторождения, а также целого ряда месторождений нефти меньшего масштаба. Кроме того, важной составляющей экономики Атырауской области является начало освоения нефтяной структуры "Кашаган", расположенной в северной части Каспийского моря на шельфе, прилегающем к Казахстану.
Нефтяные работы в Казахстане ведутся консорциумами международных компаний "Тенгизшевройл" и "Аджип ККО". Деятельность транснациональных корпораций создает значительный платежеспособный спрос на продукцию и работы, связанные с освоением нефтяных месторождений.
Это открывает широкие перспективы перед астраханским судостроительным и строительным комплексом. Астраханские судостроительные компании накопили солидный опыт работы с иностранными партнерами. На астраханских заводах построены средства бурения и суда самого различного назначения. Модернизированная в Астрахани буровая баржа "Сункар" успешно эксплуатируется при разработке казахстанского месторождения "Кашаган", там же используются построенные в Астрахани сооружения ледовой защиты и жилые блок-модули для нефтяников.
Деятельность в регионе транснациональных корпораций влияет также на рост потребления в Атырауской области в целом. Это в первую очередь относится к продуктам питания, включая сельхозпродукцию, строительным материалам и услугам строительных организаций, электротехническим товарам, товарному осетроводству. Значительная часть этих товаров или услуг в Атырауской области не производится и может поставляться из Астраханской области.
Ряд астраханских фирм достаточно активно работает в данных отраслях в Казахстане (ООО "ЭЛКО", ООО "Строитель", ООО "Астраханьстройтрансгаз", ООО "Флакс", ООО "Негус", ГП "Северо-Каспийское морское пароходство" и др.) и имеют надежных партнеров или свои филиалы в Казахстане. Однако при этом следует отметить, что из 99 зарегистрированных в Атырауской области коммерческих организаций с участием российского капитала лишь три представляют Астраханскую область. Кроме того, поставки сельхозпродукции из Астраханской области в Атыраускую вообще не организованы, несмотря на наличие спроса с казахстанской стороны.

5) Наличие квалифицированных кадров и центров по их подготовке, высших учебных заведений и научно-исследовательских центров

Экономический рост Атырауской области обусловливает растущие потребности создаваемых в Атырау производств в квалифицированных кадрах. Существующие в Атырау два университета не всегда могут удовлетворить растущие потребности экономики и социальной сферы. Здесь могут быть использованы возможности Астраханского государственного технического университета (АГТУ), Астраханского государственного университета (АГУ), Астраханского инженерно-строительного института, Астраханской государственной медицинской академии, а также астраханских средних учебных заведений, которые готовят специалистов по широкому спектру направлений, связанных с добычей нефти и газа, кораблестроением, строительством, технологиями производства продуктов питания, рыбным хозяйством, транспортом, связью, экономикой, менеджментом, юриспруденцией, иностранными языками.
АГТУ и АГУ уже достаточно успешно сотрудничают с атыраускими университетами в рамках Ассоциации университетов прикаспийских государств, в т.ч. по созданию в Каспийском регионе единого образовательного пространства.
Кроме того, в Астраханской области имеется ряд научно-исследовательских заведений (Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства, Каспийский морской научно-исследовательский центр и др.), которые во времена СССР имели свои подразделения либо филиалы в прикаспийских республиках. В настоящее время данные подразделения стали самостоятельными организациями и продолжают активно сотрудничать с бывшими головными организациями в Астрахани.

6) Многолетние всесторонние связи между Астраханской областью и партнерами из Республики Казахстан

Казахстан остается главным внешнеэкономическим партнером Астраханской области в сфере международной деятельности, занимает ведущее место во внешних связях. Контакты развиваются по таким направлениям, как освоение месторождений жидких углеводородов на шельфе Каспийского моря, транспортировка жидких углеводородов на мировые рынки, развитие транспортных коммуникаций, судостроение, рыбное хозяйство, торговля, производственная кооперация, экология, сохранение и рациональное использование биоресурсов.
За период после распада СССР Астраханской областью были подписаны и в большей части реализованы следующие совместные документы с партнерами из Казахстана:
Соглашение между Астраханской областью Российской Федерации и Атырауской областью Республики Казахстан об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 03.04.95;
Протокол к Соглашению об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Астраханской областью Российской Федерации и Атырауской областью Республики Казахстан от 03.04.95;
Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения между департаментом здравоохранения Администрации Астраханской области и управлением здравоохранения Акимата Атырауской области от 12.05.95;
Дополнения к Соглашению между Астраханской областью Российской Федерации и Атырауской областью Республики Казахстан об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 03.04.95, от 25.08.98;
- Соглашение между Администрацией Астраханской области Российской Федерации и Акиматом Мангистауской области Республики Казахстан об установлении культурных, торгово-экономических отношений от 19.07.99;
- Протокол намерений между Министерством транспорта, коммуникаций и туризма Республики Казахстан и Администрацией Астраханской области Российской Федерации по развитию сотрудничества в области судоходства и судостроения от 04.03.99;
- Коммюнике по итогам встречи Губернатора Астраханской области А.П.Гужвина, Акима Атырауской области И.Н.Тасмагамбетова, Акима Мангистауской области Л.К.Киинова и президента нефтяной компании "Казахойл" М.Д.Каппарова от 02.07.99.

7) Общее историко-культурное наследие

Исторические связи служат фундаментом, на котором выстраиваются добрососедские отношения между Астраханской и Атырауской областями. В 1990 году в Астраханской области было создано общество казахской культуры и истории языка "Жолдастык". В Атырауской области действует русский национально-культурный центр "Былина".
На территории Володарского района области создан мавзолейный комплекс казахского композитора Курмангазы Сагырбаева. В церемонии его открытия 11 октября 1996 г. участвовали Председатель Правительства России В.С. Черномырдин и Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев.
Жители села Байбек Красноярского района бережно заботятся о находящейся на его территории усыпальнице великого сына казахского народа - основателя Внутренней (Букеевской) орды - Букей-хана. Это место является сегодня центром паломничества казахского населения наших государств.
В Астраханской области ведутся теле- и радиопередачи на казахском языке, издается областная газета на казахском языке "Ак Арна" ("Белый источник").

2.2. Слабые стороны

1) Различия в уровнях развития приграничных коммуникаций

На приграничных территориях Атырауской области коммуникации (в первую очередь автомобильные дороги, электросети, связь) развиты в значительно меньшей степени, чем в Астраханской области. Автодорога Астрахань - Атырау обслуживает существенную часть российско-казахстанского товарооборота. В то же время аварийное состояние казахстанского участка дороги является серьезным сдерживающим фактором для увеличения товарооборота. Выделение средств из бюджета Казахстана ни в 2003, ни в 2004 годах на капитальный ремонт автодороги не планировалось, т.к. приоритеты в дорожном строительстве Казахстана в данном регионе отданы направлению Атырау - Уральск.

2) Экологические проблемы, связанные прежде всего с биоресурсами Каспийского моря

Регион Северного Каспия является местом обитания большого числа видов флоры и фауны, являющихся уникальными и находящихся под угрозой исчезновения. Вместе с тем с экологической точки зрения этот регион из-за малых морских глубин является весьма уязвимым. В настоящее время для экологии и биоресурсов данного региона существуют два основных вида угроз - увеличивающиеся масштабы браконьерства и расширяющиеся процессы освоения минеральных ресурсов северной части Каспийского моря.
Имеющиеся экологические проблемы негативно влияют на имидж Астраханской и Атырауской областей как регионов, привлекательных для развития различных видов международного сотрудничества, в частности в таких сферах, как туризм.

3) Сырьевая направленность экономики

Одна из отличительных черт отраслевой структуры как Астраханской, так и Атырауской областей - сырьевая направленность экономики. Добыча и реализация углеводородного сырья с низкой степенью переработки составляет наибольший удельный вес в общих объемах промышленного производства. В большей степени это относится к Атырауской области, в меньшей степени - к Астраханской области.
Сохранение сложившейся структуры экономики может привести и уже приводит к высокой степени зависимости от конъюнктуры внешних рынков, колебаний курсов национальных и зарубежных валют, ценовому диктату со стороны зарубежных покупателей, изменениям в политике транснациональных корпораций, к снижению эффективности промышленного производства в целом и импорта в частности.

4) Неблагоприятная демографическая ситуация, низкий уровень жизни населения приграничных территорий

В последние годы наметилась тенденция к сокращению численности населения Астраханской области. Основная причина - естественная убыль. Остается невысоким уровень жизни населения. Среднедушевые доходы 10 процентов наиболее обеспеченных граждан Астраханской области превышают доходы 10 процентов наименее обеспеченного населения более чем в 11 раз. Уровень зарегистрированной безработицы в Астраханской области составляет 2.1 процента, что является весьма низким показателем. В Атырауской области этот показатель составляет 4 процента.
В Астраханской области сохраняется тенденция оттока населения из сельской местности. Основные причины миграции сельского населения - низкий уровень жизни, безработица, проблемы коммунального характера. Аналогичные проблемы имеются и в Атырауской области.

2.3. Возможности

1) Развитие сотрудничества с Казахстаном в рамках Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства

Россия и Казахстан являются членами таких интеграционных группировок, как Таможенный союз и Евразийское экономическое сообщество, целями которых являются содействие поступательному и устойчивому развитию экономики государств-членов на основе углубления процессов экономической интеграции, осуществления согласованной политики рыночных преобразований; расширение сотрудничества деловых кругов; привлечение инвестиций для финансирования проектов и программ развития; планирование совместных действий по вхождению стран-членов в мировую экономическую систему и выработка мер, направленных на достижение устойчивого экономического роста и повышение благосостояния населения всех стран-членов. Кроме того, с участием России и Казахстана формируется Единое экономическое пространство.
Достижение поставленных целей предполагает работу по развитию и углублению интеграции на межрегиональном уровне, правовую основу которой составляют, в частности, такие межгосударственные документы, как Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "О сотрудничестве приграничных областей Российской Федерации и Республики Казахстан" (Омск, 26.01.95) и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан "О приграничном сотрудничестве регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999-2007 годы" (Астана, 24.09.99).

2) Дальнейшее развитие приграничной инфраструктуры, апробирование и внедрение новых технологических схем осуществления всех видов контроля при пересечении границы

Возможности дальнейшего развития приграничного сотрудничества во многом зависят от наличия большего числа надлежащим образом обустроенных пунктов пропуска, обслуживающих не только потребности хозяйствующих субъектов, но и интересы граждан, связанные с реализацией проектов социальной, культурной, гуманитарной направленности.
В настоящее время в сфере деятельности Астраханской таможни имеется девять пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, определенных Распоряжением ГТК России от 04.10.2001 № 961-р. Вместе с тем сооружения и объекты пунктов пропуска не оборудованы в соответствии с типовыми требованиями по оснащению пунктов пропуска и центров таможенного оформления информационно-техническими средствами, утвержденными Приказом ГТК России от 17.08.2001 № 812, а также требованиями, предъявляемыми таможенными органами Российской Федерации к строительству (реконструкции), обустройству и техническому оснащению морских (речных) и железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу, утвержденными Приказом ГТК России от 22.10.2001 № 1005.
Финансирование совершенствования приграничной инфраструктуры возможно в рамках федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально - экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)" и разрабатываемого в настоящее время для включения в ФЦП "Юг России" проекта "Развитие приграничного и трансграничного сотрудничества субъектов Южного федерального округа с партнерами из стран Прикаспия".
Кроме того, совершенствование инфраструктуры приграничного сотрудничества возможно и путем апробирования и внедрения новых технологических схем осуществления всех видов контроля при пересечении границы, в частности, путем создания совмещенных пунктов пропуска по принципу "две границы - одна остановка". Подход к совершенствованию организации проведения всех видов контроля путем совмещения пограничного, таможенного, транспортного, санитарного и других видов контроля в одном месте зафиксирован в рекомендациях "круглого стола" "Транспортные и таможенные аспекты интеграции государств-членов ЕврАзЭС" (Первый экономический форум ЕврАзЭС, 19-20 февраля 2003 г.).

3) Развитие транспортных коммуникаций

Транспортные коммуникации являются необходимым базисом интеграционных процессов. Астраханскую и Атыраускую области связывают железнодорожное, автомобильное грузовое и пассажирское сообщения, а также трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума. Однако казахстанский участок автомобильной дороги Астрахань-Атырау, как уже отмечалось выше, нуждается в серьезной модернизации.

4) Углубление производственной кооперации

В настоящее время развивается производственная кооперация предприятий Астраханской и Атырауской областей в сфере судостроения. С целью участия в проводимых в Казахстане тендерах на строительство и модернизацию технических средств для морской добычи нефти, а также флота различного назначения в апреле 2002 г. в городе Атырау было создано совместное российско-казахстанское предприятие ТОО "Судостроительная компания", учредителем которого с российской стороны является судостроительный завод "Красные Баррикады".
Такой подход к участию в проводимых в Казахстане тендерах и подрядных торгах является наиболее эффективным, поскольку позволяет учитывать проводимую в Казахстане государственную политику, направленную на решение проблем импортозамещения. Этот опыт может быть применен и при развитии сотрудничества в других отраслях хозяйственной деятельности.

5) Международное сотрудничество научных, научно-исследовательских и образовательных учреждений

С 1996 года действует Ассоциация университетов прикаспийских государств, членами которой являются Астраханский государственный технический университет (АГТУ) и Атырауский университет. Исполнительная дирекция Ассоциации постоянно размещена в АГТУ. Ежегодно проводится генеральная ассамблея Ассоциации, на которой подводятся итоги работы, формируются новые направления многостороннего и двустороннего сотрудничества.
В соответствии с научной и образовательной программой сотрудничества под эгидой Ассоциации выполнен ряд важных исследований Каспийского моря, учрежден Международный открытый распределенный Каспийский университет, реализующий образовательные программы "двойного диплома", в т.ч. с Атырауским университетом. В рамках Ассоциации реализован проект ТАСИС "Региональная сеть университетов "Еврокаспий".
В целях развития сотрудничества в сфере науки и образования представляется целесообразным развитие деятельности Ассоциации университетов прикаспийских государств и Международного открытого распределенного Каспийского университета по созданию единого образовательного и информационного пространства в Прикаспийском регионе на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий.
На регулярной основе осуществляется взаимодействие между Каспийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства, научно-производственным центром товарного осетроводства "БИОС" и Казахстанским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства, АО "Атыраубалык".
В ближайшее время в соответствии с планом мероприятий Атырауской области на 2003-2006 годы по реализации стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы в Атырауской области планируется организация и развитие товарного осетроводства на базе Курилкинского садка. В этой работе могут быть использованы возможности астраханских научно-производственных организаций, имеющих большой опыт развития товарного осетроводства.

6) Общность экологических проблем, проблем охраны и воспроизводства биоресурсов

Выход на Каспийское море, единство экологического пространства Северного Каспия и приморских территорий требуют совместного решения проблемы сохранения природного разнообразия. Данный регион отличается особой восприимчивостью к деятельности человека. Это особенно актуально в связи с расширяющимися процессами освоения углеводородных ресурсов шельфа Каспия. Поэтому охране природы и созданию природоохранных территорий уделяется особое внимание как в Астраханской, так и в Атырауской областях. Эта актуальная проблематика не раз поднималась на встречах разного уровня. Ее обсуждали в ходе проводившихся в Астрахани двух международных нефтегазовых саммитов "Каспий XXI: от политики к бизнесу".
Сфера экологии, охраны и воспроизводства природных ресурсов должна стать одним из важнейших направлений приграничного сотрудничества.
Сходные природные и климатические условия, приморское положение Астраханской и Атырауской областей являются важным фактором, облегчающим сотрудничество на сопредельных территориях и позволяющим создавать в данной сфере проекты, представляющие интерес для обеих сторон.
Факт аварийного разлива нефти из законсервированных нефтяных скважин на побережье Казахстана, затопленных в результате поднятия уровня Каспийского моря (2001 год), со всей очевидностью продемонстрировал серьезность данного вида угроз для экосистемы Каспия. Сразу же по получении сведений об этом факте Администрация Астраханской области обратилась к руководству Атырауской области с предложениями по оказанию помощи в решении данной проблемы, наглядно демонстрируя желание сотрудничать в вопросах защиты окружающей среды.
Заинтересованно обсуждаются с казахстанскими коллегами вопросы организации совместной охраны биоресурсов в приграничных водах. Рыбоохранными структурами на территории Астраханской и Атырауской областей разработан план проведения скоординированных действий по борьбе с браконьерством. Пилотные рейды показали действенность двустороннего контроля за правилами рыболовства в акватории Северного Каспия и приграничной реки Кигач.
Прямая заинтересованность как Астраханской, так и Атырауской областей в решении экологических и природоохранных вопросов создает хорошие предпосылки для развития сотрудничества в данной отрасли.

7) Международное сотрудничество учреждений здравоохранения

Сотрудничество между Астраханской и Атырауской областями в сфере здравоохранения реализуется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области охраны здоровья населения между департаментом здравоохранения Администрации Астраханской области и управлением здравоохранения Акимата Атырауской области от 12.05.95. В 2003 году было подписано новое Соглашение о сотрудничестве в сфере здравоохранения. В Астраханской области гражданам Казахстана оказывается экстренная и плановая медицинская помощь. Базой для развития сотрудничества в сфере здравоохранения может служить хотя бы тот факт, что жителям ряда приграничных поселков Атырауской области за медицинской помощью гораздо ближе обращаться в Красноярскую районную больницу, поскольку ближайшая больница на территории Казахстана находится в райцентре Ганюшкино, расстояние до которого существенно больше, чем до Красного Яра на территории Астраханской области.

8) Углубление связей между районами Астраханской и Атырауской областей

Важным шагом вперед стало развитие сотрудничества на уровне приграничных муниципальных образований Астраханской и Атырауской областей. В настоящее время поэтапно реализуется Соглашение о взаимном сотрудничестве между администрацией Красноярского района Астраханской области Российской Федерации и Акиматом Курмангазинского района Атырауской области Республики Казахстан, заключенное в 2001 году. В нем нашел отражение комплекс вопросов, затрагивающих повседневную деятельность местного населения, связанную с торговлей, сферой услуг, транспортом, охраной биоресурсов, борьбой с преступностью, оказанием экстренной медицинской помощи. Данный опыт имеет большое значение для выработки модели практического сотрудничества на уровне приграничных территорий.

2.4. Угрозы

1) Экономическая нестабильность

Как уже отмечалось выше, доходы бюджетов Астраханской и Атырауской областей сильно зависят от деятельности нефтегазовых компаний, а значит - от конъюнктуры мировых цен на энергоносители. Кроме того, доходная часть бюджета Астраханской области сильно зависит от политики федерального центра в отношении распределения налоговых поступлений между уровнями бюджета.

2) Экологические угрозы

Регион Северного Каспия в силу природно-климатических и географических факторов является весьма уязвимым с экологической точки зрения. В то же время он служит местом обитания сотен видов флоры и фауны, представляющих собой мировую ценность. В связи с этим развитие хозяйственной деятельности в данном регионе должно сопровождаться обязательным соблюдением дополнительных требований по обеспечению экологической безопасности, что естественно повлечет за собой дополнительные расходы для бизнеса.

3) Дисбаланс между потребностями и наличием кадров определенных специальностей и квалификации на рынке труда

В последние годы экономика Астраханской и Атырауской областей испытывает потребности в квалифицированных кадрах для нефтегазовой, судостроительной промышленности, транспортно-экспедиторских компаний, туристского сектора, экологах, специалистах гостиничного бизнеса, специалистах по внешнеэкономической деятельности и международному праву. Астраханские и Атырауские высшие и средние учебные заведения предпринимают определенные усилия для удовлетворения изменяющегося спроса на рынке труда. Однако эта работа требует более серьезной поддержки в плане улучшения материально-технического оснащения учебных заведений и подготовки преподавательских кадров для них.

4) Слабое представление властей, в первую очередь местных, о выгодах приграничного сотрудничества

В настоящее время местные органы власти Астраханской и Атырауской областей далеко не в полной мере используют возможности приграничного сотрудничества. Взаимодействие с коллегами из сопредельных районов/населенных пунктов происходит недостаточно регулярно.

5) Наличие жесткой вертикали власти в Казахстане, меньшая самостоятельность областных и местных органов власти

Государственное устройство Казахстана имеет некоторые отличия от России, что выражается в более жесткой властной вертикали между республиканскими и областными органами власти. В некоторых случаях это может приводить к необходимости дополнительного согласования различных областных инициатив в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества в республиканских органах власти.

6) Использование элементов протекционистской политики в отношении друг друга во внешнеэкономических связях России и Казахстана

Несмотря на то, что Россия и Казахстан являются участниками нескольких интеграционных группировок, режимы зоны свободной торговли и Таможенного союза применяются с многочисленными изъятиями.
В частности, существует практика временного введения антидемпинговых пошлин на отдельные группы товаров российско-казахстанской торговли. Негативно сказываются на внешнеторговом обороте и изменения в правилах и порядке сертификации товаров, ввозимых из России в Казахстан, и в обратном направлении.

3. Цели Концепции

3.1. Переход от общих организационных вопросов координации и регулирования межрегиональных связей к решению практических задач приграничного сотрудничества, согласованной деятельности органов управления всех уровней и хозяйствующих субъектов, направленной на реализацию высокоэффективных проектов, направленных на развитие всесторонних контактов между Астраханской и Атырауской областями, а также российско-казахстанских интеграционных процессов, в т.ч. в рамках ЕврАзЭС и Единого экономического пространства.
3.2. Более широкое вовлечение представителей деловых кругов, медицинских, учебных, научно-исследовательских, природоохранных организаций, средств массовой информации Астраханской и Атырауской областей в процессы развития приграничного сотрудничества, что позволит исполнительной власти яснее понять потребности реального сектора экономики, гуманитарной и социальной сферы, а деловым кругам и другим организациям - участвовать в осуществлении структурной перестройки экономики, реализации стратегических целей развития приграничного сотрудничества.
3.3. Взаимодействие в реальном секторе экономики и гуманитарной сфере на основе реализации совместных инвестиционных, инновационных, научных, образовательных, социальных, экологических проектов, которые должны стать важной составляющей всестороннего развития регионов и интеграционных процессов в ЕврАзЭС.
3.4. Отработка механизмов финансирования совместных проектов с учетом при этом возможностей государственных, областных, местных бюджетов, международных организаций и фондов.
3.5. Устранение преград для активного развития торгово-экономических и кооперационных связей регионов путем разработки предложений по оптимизации методов и процедур пограничного, таможенного и других видов контроля, осуществляемых при ввозе и вывозе товаров из России в Казахстан и обратно на пунктах пропуска на астраханско-атырауском участке российско-казахстанской границы, а также путем учета взаимных интересов при реализации крупных инвестиционных и государственных программ поддержки отраслей экономики.

4. Инструменты и механизмы достижения поставленных целей

4.1. Изучение опыта приграничного сотрудничества

Для определения новых инструментов и механизмов развития межрегиональных связей и приграничного сотрудничества Астраханской области и областей Республики Казахстан необходим анализ существующего в данной сфере европейского опыта, как наиболее передового и распространенного, а также имеющегося российского и казахстанского опыта приграничного сотрудничества других регионов.
Ориентиром здесь может служить появившаяся в Западной Европе модель приграничного сотрудничества, которая основывается на принципах совместного планирования деятельности приграничных сообществ и властей по реализации проектов в различных сферах деятельности. Финансирование для реализации таких проектов поступает из бюджета ЕС (программы "ТАСИС", "ИНТЕРРЕГ", "ФАРЕ" и др.), государственных и местных бюджетов, а также от частных инвесторов.
Данная модель используется в странах с близкой структурой экономики и сходным уровнем цен на товары и услуги. Основным инструментом приграничного сотрудничества по этой модели становятся еврорегионы (виртуально обозначенные территории в странах Европы, расположенные географически на границе двух или нескольких государств). Они создаются на основании соглашений, заключаемых региональными и местными властями, в которых обозначаются направления совместной деятельности.
На сегодняшний день не существует единой модели для всех еврорегионов (а их около 100). Формы сотрудничества могут охватывать как уровень неофициальных консультаций, так и создание общего избираемого совета еврорегиона.
Отличительными чертами еврорегиона являются следующие:
- территории имеют общую границу (как сухопутную, так и водную);
- по обеим сторонам границы есть общее стремление к развитию сотрудничества, к координации планов по совместному развитию;
- имеется общий механизм принятия решений и модель финансирования сотрудничества.
Основными сферами сотрудничества еврорегионов являются экономика и занятость, транспорт и связь, культура и образование, туризм, здравоохранение и социальная сфера, инфраструктура и окружающая среда.
Существующее в Российской Федерации законодательство позволяет создавать такие совместные организационные структуры, как еврорегионы, для решения задач сотрудничества с приграничными территориями сопредельных государств. Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, принятая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2001 № 196-р, в качестве одной из форм приграничного сотрудничества определяет создание уполномоченными органами государственной власти совместных координирующих органов по приграничному сотрудничеству и рабочих групп при них. Проект федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации" рассматривает регион приграничной интеграции и сотрудничества как приграничный субъект Российской Федерации, приграничные территории в субъекте Российской Федерации и соответствующие территории сопредельных государств, участвующих в соглашении о приграничном сотрудничестве, на основании которого создаются совместные органы по приграничному сотрудничеству.
Анализ опыта международных связей Астраханской и Атырауской областей свидетельствует, что данные области вплотную приблизились к возможности создания региона приграничной интеграции и сотрудничества, в рамках работы которого возможна реализация целого ряда совместных проектов. Переход на такую модель сотрудничества Астраханской области Российской Федерации с Атырауской областью Республики Казахстан позволит создать основу для привлечения под совместные проекты средств международных финансовых институтов и программ, оказывающих содействие развитию приграничного сотрудничества.
Выбор именно Атырауской области из трех приграничных к Астраханскому региону областей Казахстана объясняется, с одной стороны, наибольшим объемом товарооборота между хозяйствующими субъектами и наиболее развитыми связями в гуманитарной и социальной сферах между организациями Астраханской и Атырауской областей. С другой стороны, в настоящее время Астраханская и Атырауская области достаточно далеко продвинулись по пути совместного решения возникающих проблем, в частности, заключены как широкоформатные межрегиональные, так и отраслевые соглашения, в том числе по защите сельскохозяйственных культур от опасных вредителей, и в сфере образования и здравоохранения. Ощущается взаимопонимание на уровне региональных властей в стремлении влиять на решение вопросов, затрагивающих торгово-экономические отношения, развивается сотрудничество на уровне муниципальных образований. Данный опыт имеет большое значение для выработки модели практического сотрудничества на уровне приграничных территорий.
Следует подчеркнуть, что создание региона приграничной интеграции и сотрудничества не должно быть направлено на появление некоего нового международного органа управления приграничными территориями. Уполномоченная местными сообществами институциональная структура будет лишь способствовать взаимодействию участвующих сторон, что повышает эффективность работы местных, региональных и государственных органов власти территорий, расположенных по обе стороны от границы.
Необходимо отметить, что на постсоветском пространстве уже имеется опыт создания регионов приграничной интеграции и сотрудничества, так называемых еврорегионов. Республика Карелия Российской Федерации и региональные союзы восточной части Финляндии создали еврорегион "Карелия". Литва, Латвия и Калининградская область Российской Федерации основали еврорегион "Сауле". На границе Польши, Украины и Белоруссии действует еврорегион "Буг". Близки к созданию осенью нынешнего года еврорегиона "Слобожанщина" Белгородская область Российской Федерации и Харьковская область Украины.
Изучение имеющегося российского, казахстанского и международного опыта в данной сфере позволит разработать наиболее оптимальную модель региона приграничной интеграции и сотрудничества с учетом особенностей региональной экономики и уровня развития межрегиональных связей Астраханской и Атырауской областей.

4.2. Выявление наиболее типичных и актуальных проблем развития
приграничного сотрудничества Астраханской и Атырауской областей,
а также возможных путей их решения

Эту работу планируется выполнять совместно с Институтом "Восток-Запад" методом целенаправленного сбора и анализа информации, поступающей от представителей администраций, общественных организаций, бизнеса приграничных районов/населенных пунктов Астраханской и Атырауской областей.
Основными целями данной работы будут:
- обсуждение наиболее насущных проблем развития приграничных территорий;
- стимулирование видения положительной роли границы в развитии региона: граница - потенциал для развития, а не только фактор отчуждения;
- обсуждение общих проблем приграничных территорий;
- обсуждение подходов к решению проблем, определение наиболее интересных подходов с точки зрения трансграничного сотрудничества;
- содействие созданию единой структуры трансграничного сотрудничества.
Итогом проведенной работы должны стать следующие результаты:
- осознание общности проблем;
- осознание выгод совместного их решения;
- осознание практических выгод институционализированного, скоординированного и постоянного трансграничного сотрудничества;
- осознание своей возможной роли в трансграничном сотрудничестве;
- заинтересованность в проекте и дальнейшей работе.

4.3. Согласование на уровне органов исполнительной власти
Астраханской и Атырауской областей, центральных органов
власти Российской Федерации и Республики Казахстан
вопроса создания региона приграничной интеграции и сотрудничества

Процесс создания региона приграничной интеграции и сотрудничества между Астраханской областью Российской Федерации и Атырауской областью Республики Казахстан должен быть начат с подписания сторонами соответствующего протокола о намерениях.
С учетом интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства, двусторонних российско-казахстанских договоренностей российское и казахстанское национальные законодательства должны допускать создание подобного рода структур. Ссылки на российское законодательство в данной сфере приведены выше. Данный проект должен также получить поддержку со стороны центральных органов власти России и Казахстана. Его согласование с президентами и правительствами двух стран следует начинать с соответствующих обращений в министерства иностранных дел, а также в Интеграционный комитет ЕврАзЭС.
Результатом данного согласования должна стать окончательная поддержка предлагаемого проекта российской и казахстанской сторонами, а также на уровне Евразийского экономического сообщества.
Кроме того, уже на этом этапе должны быть предварительно определены организационная структура региона приграничной интеграции и сотрудничества, наиболее крупные первоочередные проекты, отрасли и сферы деятельности, в которых будет вестись разработка новых проектов, а также основные принципы, механизмы и источники финансирования совместных проектов, проекты нормативных документов нового образования.

4.4. Выработка организационной структуры региона
приграничной интеграции и сотрудничества

Организационная структура региона приграничной интеграции и сотрудничества могла бы по опыту еврорегионов включать в себя:
- совет - высший политический орган, принимающий решения и состоящий из руководителей приграничных регионов;
- исполнительный комитет - орган, готовящий решения, в него входят представители региональных органов исполнительной власти, министерств иностранных дел России и Казахстана; в работе исполнительного комитета могут принимать участие эксперты других российских и казахстанских министерств и ведомств, международных организаций. Следует подчеркнуть, что в состав исполнительного комитета должны входить руководители органов исполнительной власти, которые курируют те отрасли, реализация проектов в которых наиболее реальна с точки зрения получения средств со стороны международных финансовых институтов и грантовых программ;
- секретариат - рабочий орган исполнительного комитета, который готовит заседания исполнительного комитета и выполняет поставленные комитетом задачи, в частности, координирует деятельность тематических рабочих групп;
- рабочие группы, каждая из которых занимается решением конкретной задачи, например: региональное развитие, экономическая поддержка, туризм, транспорт, защита окружающей среды, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, образование и спорт, чрезвычайные ситуации. В них входят представители центральных, региональных и местных органов власти, привлеченные эксперты. Рабочие группы должны формироваться по тем направлениям, реализация проектов по которым наиболее реальна с точки зрения получения средств со стороны международных финансовых институтов и грантовых программ.
Необходимо подчеркнуть, что формирование организационной структуры Астраханско-Атырауского региона приграничной интеграции и сотрудничества не является основной целью данной Концепции. Организационная структура должна быть сформирована таким образом, чтобы ее исполнительные органы могли наиболее эффективно формулировать совместные проекты, которые имели бы шанс получить финансирование со стороны как консолидированных бюджетов двух сторон, так и, что наиболее важно, со стороны международных финансовых организаций и грантовых программ.

4.5. Подготовка нормативных документов

Для создания региона приграничной интеграции и сотрудничества требуется разработка, согласование на всех уровнях и последующее принятие следующих нормативных документов:
- соглашение о создании региона приграничной интеграции и сотрудничества. Данное соглашение должно определять договаривающиеся стороны, территорию региона приграничной интеграции и сотрудничества, его название, общие цели создания;
- устав региона приграничной интеграции и сотрудничества. Он должен содержать цели создания нового образования, определять структуру, состав, принципы формирования и функции высших исполнительных и рабочих органов, порядок подготовки и принятия решений, модель финансирования совместных проектов в рамках региона приграничной интеграции и сотрудничества;
- положение о фонде региона приграничной интеграции и сотрудничества. Данный документ определяет назначение фонда, источники его наполнения и направления использования средств, порядок управления фондом.

4.6. Определение основных направлений сотрудничества

На ближайший двухлетний период можно говорить о реализации следующих проектов в рамках предлагаемой Концепции:
1) Подготовка концепции создания и функционирования на астраханско-атырауском участке госграницы России и Казахстана совместных российско-казахстанских пунктов пропуска по принципу "две границы - одна остановка". Разработка этой концепции может осуществляться с привлечением средств федеральной целевой программы "Юг России" в рамках проекта "Развитие приграничного и трансграничного сотрудничества субъектов ЮФО с регионами прикаспийских государств", а также средств ЕврАзЭС, фонда "Евразия", Международной организации по миграции (МОМ) и должна быть направлена на совершенствование всех видов контроля путем совмещения их в одном месте.
2) Развитие транспортных коммуникаций в рамках международного коридора Е-40 "Запад-Восток", соединяющего Казахстан с южными регионами России и Украиной через территории Атырауской и Астраханской областей, путем совместного участия в реконструкции дороги на казахстанском участке от г. Атырау до российско-казахстанской границы, а также моста через пограничную реку Кигач с привлечением средств как из бюджетов Казахстана и России, так и международных финансовых институтов.
3) Создание совместных хозяйственных структур - от небольших совместных предприятий до (в перспективе) крупных финансово-промышленных групп, прежде всего в сферах судостроения и обеспечения нефтедобычи на Каспии, а также в торговле, строительстве. Данное направление сотрудничества полностью отвечает приоритетам политики ЕврАзЭС, со стороны которого можно ожидать поддержки такого рода проектов.
4) Продолжение работы по созданию единого образовательного, а также информационного-коммуникационного пространства на базе существующей Ассоциации университетов прикаспийских государств.
5) Сотрудничество в сфере медицины и здравоохранения, включающее реализацию программ подготовки кадров для Казахстана, а также оказание экстренной и плановой медицинской помощи гражданам Казахстана в медицинских учреждениях Астраханской области.
6) Дальнейшее развитие на базе мавзолея казахского композитора Курмангазы у села Алтынжар историко-культурного комплекса как связующего звена в духовной сфере русского и казахского народов. В практическом плане большое значение будет иметь улучшение инфраструктуры прилегающей территории на паритетных началах с казахстанской стороной.
7) Формирование общего информационного пространства первого евроазиатского региона через создание совместного печатного органа по освещению вопросов жизни и сотрудничества населения приграничных районов. Реализация этого проекта не требует значительных финансовых затрат, так как в приграничных районах Астраханской и Атырауской областей выходят районные печатные периодические издания, на базе которых можно было бы осуществить данный проект путем обмена информацией между ними.
8) Совместная деятельность в области охраны окружающей среды на приграничной территории. Как правило, проекты экологической направленности активно поддерживают многие финансовые институты, в том числе такие, как фонд "Евразия", "ТАСИС", Институт "Восток-Запад" и др.
Реализация практически всех перечисленных направлений сотрудничества возможна и в рамках федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)", где Астраханская область вошла в перечень приграничных регионов, нуждающихся в государственной поддержке, направленной на развитие инженерной и социальной инфраструктуры.
4.7. Основные подходы к привлечению внебюджетных средств для реализации совместных проектов в рамках региона приграничной интеграции и сотрудничества
Одна из основных идей, заложенных в создание региона приграничной интеграции и сотрудничества, заключается в том, что большинство международных финансовых институтов и грантовых программ при рассмотрении заявок, поступающих от организаций из новых независимых государств на кредитование или предоставление грантов, отдают предпочтение совместным или, используя терминологию данных организаций, межрегиональным проектам. Важно, чтобы данные проекты были направлены на развитие основ гражданского общества, рыночной экономики, транспортной и погранично-таможенной инфраструктуры, создание единого информационного и образовательного пространства, поддержку малого бизнеса.
Для реализации проектов в рамках региона приграничной интеграции и сотрудничества среди грантовых организаций подобного рода проекты могут вызвать интерес у программы "ТАСИС", фонда "Евразия", Института "Восток-Запад", Агентства США по международному развитию.
С учетом существующего мирового опыта для эффективного привлечения внебюджетного грантового финансирования со стороны международных организаций в качестве получателя содействия лучше использовать некоммерческую организацию. Такая совместная организация должна быть создана в Астраханской или Атырауской области. Ее учредителями должны стать местные органы власти приграничных районов Астраханской и Атырауской областей, органы исполнительной власти двух областей, заинтересованные коммерческие и некоммерческие структуры, физические лица. В дальнейшем данная некоммерческая организация должна будет выступать в качестве партнера для соответствующей организации из дальнего зарубежья, которая, в свою очередь, будет получателем грантов со стороны международных организаций для реализации проектов в сфере приграничного и трансграничного сотрудничества.
Кроме того, для привлечения внебюджетного финансирования можно эффективно использовать институт побратимства. Для этого либо на уровне региона приграничной интеграции и сотрудничества, либо на уровне городов Астрахань и Атырау, либо на уровне Астраханской и Атырауской областей необходимо будет заключить соглашения о побратимских связях с соответствующими европейскими регионами. Эти связи можно будет использовать для продвижения проектов в рамках региона приграничной интеграции и сотрудничества в международных финансовых институтах и грантовых организациях.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru