Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Губернатора Астраханской области от 09.01.2003 № 7
(ред. от 12.02.2003)
"Об утверждении методики оценки кредитоспособности Астраханской области"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Астраханские известия", № 7, 13.02.2003.



Утратил силу с 26 сентября 2008 года в связи с изданием Постановления Губернатора Астраханской области от 26.09.2008 № 499.



ГУБЕРНАТОР АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 января 2003 г. № 7

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Губернатора Астраханской области
от 12.02.2003 № 64)

В целях повышения информированности о позициях региона как заемщика на коммерческом кредитном рынке, качества принятия решений в данной сфере и эффективности проводимой долговой политики постановляю:
1. Утвердить прилагаемую методику оценки кредитоспособности Астраханской области.
2. Комитету экономического развития и торговли (Максимова) и финансовому управлению (Евлашев) Администрации области обеспечить своевременное проведение оценки кредитоспособности в соответствии с утвержденной методикой.

И.о. Губернатора области
А.А.ЖИЛКИН





Утверждена
Постановлением
Губернатора области
от 9 января 2003 г. № 7

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Губернатора Астраханской области
от 12.02.2003 № 64)

Настоящая методика кредитоспособности разработана с использованием методических материалов ведущих рейтинговых агентств (Standrd Poor s и Moody s) и Временного порядка оценки кредитоспособности и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при предоставлении средств целевых иностранных кредитов, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 71.
Целью применения разработанной методики оценки кредитоспособности силами Администрации области является повышение информированности сотрудников Администрации о позициях региона как заемщика на коммерческом кредитном рынке, а, следовательно, повышение качества принятия решений в данной сфере и увеличение эффективности проводимой долговой политики.
В предлагаемой методике оценки кредитоспособности под понятием "бюджет" понимается неконсолидированный бюджет субъекта РФ (областной бюджет Астраханской области); под понятием "долг" - прямой долг и условные обязательства бюджетного сектора (т.е. задолженность Администрации области и бюджетных учреждений); задолженность региональных государственных унитарных предприятий и предприятий, в которых субъект имеет долю собственности, не рассматривается.
Предлагаемая методика касается только внутренних долговых обязательств в силу следующих причин:
- у Астраханской области отсутствуют внешние долговые обязательства, и привлечение новых внешних заимствований невозможно вследствие ограничений, наложенных статьей 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 05.08.2000 № 116-ФЗ;
- построение внешнего кредитного рейтинга изначально ограничено суверенным рейтингом РФ и в существенно большей степени зависит от решений, принимаемых на федеральном уровне.
Методика оценки кредитоспособности носит относительный характер, то есть она направлена на определение не абсолютного уровня кредитоспособности Астраханской области, а сравнение ее рисков и возможностей с другими регионами, присутствующими на рынке, при заданном состоянии кредитного рынка.
Разработанная методика носит полностью формализованный характер. Основным достоинством такого подхода является простота оценки и доступность информации не только по своему региону, но и по регионам, являющимся объектами сопоставления, что позволяет отслеживать состояние кредитного рынка и позиции Астраханской области на данном рынке.
Для определения условной оценки кредитоспособности региона необходимо произвести расчет параметров по следующим группам:
социально - экономические риски (внешние условия),
финансовые риски (способность региона платить по долговым обязательствам),
долговые риски (готовность региона платить по долговым обязательствам).
Вес данных групп факторов в оценке кредитоспособности возрастает от первой к третьей, поскольку именно в таком порядке возрастает явное и непосредственное влияние перечисленных параметров на оценку потенциального заемщика потенциальным кредитором.
Оценки, полученные по всем параметрам внутри группы, суммируются между собой и умножаются на вес данной группы факторов в общей оценке:
социально - экономические риски - 20%;
финансовые риски - 35%;
долговые риски - 45%.
Полученная сумма является искомой условной оценкой кредитоспособности.

Таблица 1. Социально-экономические риски

   -----T------------------------------T------------------T--------¬

¦ № ¦ Критерий ¦ Значение ¦ Оценка ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 1. ¦ Уровень безработицы ¦ 0 - 5% ¦ 3 ¦
¦ ¦ ¦ 5 - 10% ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦ 10 - 20% ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ > 20% ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 2. ¦ Доля нетрудоспособного ¦ < 15% ¦ 3 ¦
¦ ¦ населения в общей численности¦ 15 - 30% ¦ 2 ¦
¦ ¦ населения ¦ 31 - 50% ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ > 50% ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 3. ¦ Среднедушевые денежные доходы¦ > 2 ¦ 3 ¦
¦ ¦ населения региона относитель-¦ 1 - 2 ¦ 2 ¦
¦ ¦ но среднероссийского уровня ¦ 0.5 - 0.99 ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ < 0.5 ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 4. ¦ Рост ВРП за последние три ¦ > 2 ¦ 3 ¦
¦ ¦ года относительно среднего по¦ 1.2 - 2 ¦ 2 ¦
¦ ¦ субъектам РФ уровня ¦ 0.7 - 1.2 ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ < 0.7 ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 5. ¦ Отношение объема экспорта к ¦ > 50% ¦ 3 ¦
¦ ¦ объему промышленного произво-¦ 30 - 50% ¦ 2 ¦
¦ ¦ дства в регионе ¦ 15 - 29% ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ < 15% ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 6. ¦ Прирост инвестиций в эконо- ¦ > 2 ¦ 3 ¦
¦ ¦ мику региона за счет всех ¦ 1.2 - 2 ¦ 2 ¦
¦ ¦ источников за последние три ¦ 0.7 - 1.2 ¦ 1 ¦
¦ ¦ года по сравнению со средне- ¦ < 0.7 ¦ 0 ¦
¦ ¦ российским уровнем ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 7. ¦ Доля прибыльных предприятий ¦ > 90% ¦ 3 ¦
¦ ¦ в общем числе предприятий ¦ 70 - 90% ¦ 2 ¦
¦ ¦ региона ¦ 50 - 69% ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ < 50% ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 8. ¦ Степень диверсификации эконо-¦ < 15% ¦ 3 ¦
¦ ¦ мики региона (доля выпуска, ¦ 15 - 30% ¦ 2 ¦
¦ ¦ приходящаяся на три крупней- ¦ 31 - 50% ¦ 1 ¦
¦ ¦ шие отрасли) ¦ > 50% ¦ 0 ¦
L----+------------------------------+------------------+---------


Таблица 2. Финансовые риски

   -----T------------------------------T------------------T--------¬

¦ № ¦ Критерий ¦ Значение ¦ Оценка ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 1. ¦ Соотношение дефицита (-) / ¦ > (+15)% ¦ 3 ¦
¦ ¦ излишка (+) бюджета и собст- ¦ 0 - (+15)% ¦ 2 ¦
¦ ¦ венных доходов ¦ (-15) - 0% ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ < (-15)% ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 2. ¦ Соотношение текущего дефици- ¦ > (+30)% ¦ 3 ¦
¦ ¦ та (-) / излишка (+) и собст-¦ (+15) - (+30)% ¦ 2 ¦
¦ ¦ венных доходов ¦ 0 - (+14,9)% ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ < 0 ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 3. ¦ Доля перечислений из бюджетов¦ < 10% ¦ 3 ¦
¦ ¦ других уровней в собственных ¦ 10 - 30% ¦ 2 ¦
¦ ¦ доходах ¦ 31 - 50% ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ > 50% ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 4. ¦ Концентрация налоговых дохо- ¦ < 30% ¦ 3 ¦
¦ ¦ дов - какая часть налоговых ¦ 30 - 49% ¦ 2 ¦
¦ ¦ поступлении приходится на ¦ 50 - 70% ¦ 1 ¦
¦ ¦ три налога, имеющих наиболь- ¦ > 70% ¦ 0 ¦
¦ ¦ шую долю в поступлениях ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 5. ¦ Концентрация доходов по ¦ < 30% ¦ 3 ¦
¦ ¦ источникам - какая часть ¦ 30 - 49% ¦ 2 ¦
¦ ¦ налоговых доходов бюджета ¦ 50 - 70% ¦ 1 ¦
¦ ¦ приходится на долю пяти ¦ > 70% ¦ 0 ¦
¦ ¦ крупнейших налогоплательщиков¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 6. ¦ Уровень неденежного исполне- ¦ < 5% ¦ 3 ¦
¦ ¦ ния доходной части бюджета ¦ 5 - 10% ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦ 11 - 20% ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ > 20% ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 7. ¦ Рост собственных доходов ¦ > 2 ¦ 3 ¦
¦ ¦ бюджета за последние три ¦ 1.2 - 2 ¦ 2 ¦
¦ ¦ года по сравнению со средним ¦ 0.7 - 1.2 ¦ 1 ¦
¦ ¦ по регионам РФ уровнем ¦ < 0.7 ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 8. ¦ Отклонение исполнения бюджета¦ < 10% ¦ 3 ¦
¦ ¦ по сравнению с первоначальным¦ 10 - 20% ¦ 2 ¦
¦ ¦ показателем по доходам и рас-¦ 21 - 40% ¦ 1 ¦
¦ ¦ ходам за последний завершен- ¦ > 40% ¦ 0 ¦
¦ ¦ ный бюджетный год (оценка по ¦ ¦ ¦
¦ ¦ худшему показателю) ¦ ¦ ¦
L----+------------------------------+------------------+---------


Таблица 3. Долговые риски

   -----T------------------------------T------------------T--------¬

¦ № ¦ Критерий ¦ Значение ¦ Оценка ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 1. ¦ Отношение долга к собственным¦ < 20% ¦ 3 ¦
¦ ¦ доходам за год ¦ 20 - 40% ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦ 41 - 70% ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ > 70% ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 2. ¦ Отношение краткосрочного ¦ < 10% ¦ 3 ¦
¦ ¦ долга к собственным доходам ¦ 10 - 30% ¦ 2 ¦
¦ ¦ за год ¦ 31 - 50% ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ > 50% ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 3. ¦ Отношение прямого долга к ¦ < 10% ¦ 3 ¦
¦ ¦ собственным доходам за год ¦ 10 - 30% ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦ 31 - 50% ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ > 50% ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 4. ¦ Процент превращения условных ¦ < 10% ¦ 3 ¦
¦ ¦ обязательств в реальные за ¦ 10 - 30% ¦ 2 ¦
¦ ¦ последние три года ¦ 31 - 50% ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ > 50% ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 5. ¦ Доля расходов на обслуживание¦ < 10% ¦ 3 ¦
¦ ¦ и погашение долга в собствен-¦ 10 - 20% ¦ 2 ¦
¦ ¦ ных доходах в среднем за пос-¦ 21 - 30% ¦ 1 ¦
¦ ¦ ледние три года ¦ > 30% ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 6. ¦ Доля задолженности коммерче- ¦ > 90% ¦ 3 ¦
¦ ¦ ским кредиторам в общей сумме¦ 60 - 90% ¦ 2 ¦
¦ ¦ прямого долга ¦ 30 - 59% ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ < 30% ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 7. ¦ Доля просроченной задолжен- ¦ < 5% ¦ 3 ¦
¦ ¦ ности коммерческим кредиторам¦ 5 - 15% ¦ 2 ¦
¦ ¦ в общей сумме долга ¦ 15 - 30% ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ > 30% ¦ 0 ¦
+----+------------------------------+------------------+--------+
¦ 8. ¦ Наличие отклонений от перво- ¦ < 15% ¦ 3 ¦
¦ ¦ начального графика платежей ¦ 15 - 30% ¦ 2 ¦
¦ ¦ коммерческим кредиторам после¦ 31 - 50% ¦ 1 ¦
¦ ¦ 1998 г. (отношение суммы ¦ > 50% ¦ 0 ¦
¦ ¦ отклонений к общему объему ¦ ¦ ¦
¦ ¦ выплат, предусмотренных в ¦ ¦ ¦
¦ ¦ данном году, оценка по худ- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ шему году) ¦ ¦ ¦
L----+------------------------------+------------------+---------


Для определения относительной кредитоспособности региона на рынке необходимо сравнить показатель рассматриваемого региона с показателями других регионов.
Кроме оценки кредитоспособности по предлагаемой методике Администрации области необходимо оценить значения ряда параметров, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

   -----T--------------------------------------T-------------------¬

¦ № ¦ Параметр ¦Предельное значение¦
¦п/п ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------------+-------------------+
¦ 1. ¦ Соотношение полного долга региона и ¦ 1 ¦
¦ ¦ собственных доходов (без учета пере- ¦ ¦
¦ ¦ числений из бюджетов других уровней) ¦ ¦
+----+--------------------------------------+-------------------+
¦ 2. ¦ Соотношение текущих расходов бюджета ¦ 1 ¦
¦ ¦ и собственных доходов ¦ ¦
+----+--------------------------------------+-------------------+
¦ 3. ¦ Соотношение дефицита бюджета региона ¦ 0.15 ¦
¦ ¦ и его собственных доходов ¦ ¦
L----+--------------------------------------+--------------------


Для активного участия на коммерческом кредитном рынке необходимо удерживать значения названных параметров ниже предельного уровня.
По результатам проведенной оценки кредитоспособности сделать выводы и внести предложения по устранению недостатков, если таковые имеются.
Оценка кредитоспособности производится два раза в год (за первое полугодие и за год) и при необходимости по запросам кредиторов.
Комитет экономического развития и торговли Администрации области заполняет и представляет в финансовое управление Администрации области таблицу 1 "Социально - экономические риски" с выводами и предложениями:
- за первое полугодие не позднее 30 сентября;
- за год не позднее 30 марта.
Финансовое управление Администрации области:
1. Заполняет таблицу 2 "Финансовые риски" и таблицу 3 "Долговые риски":
- за первое полугодие не позднее 30 сентября;
- за год не позднее 30 марта.
2. Делает общее заключение по результатам проведенной оценки кредитоспособности и представляет его на согласование и подписание в комитет экономического развития и торговли Администрации области, первому заместителю Главы Администрации области не позднее 5 сентября и 5 апреля соответственно".
(в ред. Постановления Губернатора Астраханской области от 12.02.2003 № 64)


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru