Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Правительства Астраханской области от 09.09.2005 № 325-П
"О концепции отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы"

Официальная публикация в СМИ:
"Астраханские известия", № 38, 22.09.2005


Вступил в силу с 9 сентября 2005 года (пункт 5 данного документа).



ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2005 г. № 325-П

О КОНЦЕПЦИИ
ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
НАСЕЛЕНИЮ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006-2010 ГОДЫ"

В целях гарантированного обеспечения прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, на охрану здоровья и медицинскую помощь, повышения экономической устойчивости и эффективности деятельности учреждений здравоохранения и медицинской науки Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы" (прилагается).
2. Министерству здравоохранения Астраханской области (Чалов В.В.) по согласованию с Астраханским областным территориальным фондом обязательного медицинского страхования (Цих А.Г.) разработать отраслевую целевую программу "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы" и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области в установленном порядке в срок до 1 октября 2005 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Астраханской области разработать планы мероприятий по реализации положений концепции отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы".
4. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы" министерство здравоохранения Астраханской области.
5. Данное Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН





Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 9 сентября 2005 г. № 325-П

КОНЦЕПЦИЯ
ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ"

1. Введение

Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 № 1387, определена цель государственной политики в области здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагает государство и граждане.
В настоящее время сохраняется тенденция к ухудшению социально-экономического положения значительной части населения и состояния его здоровья. В Астраханской области остается сложной санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка.
Финансовые средства, направляемые на здравоохранение из бюджетов всех уровней и из системы обязательного медицинского страхования, недостаточны, что сдерживает дальнейшее развитие здравоохранения в области.
Учитывая сложность и важность проблем охраны здоровья населения, государственной политикой определено: "Здравоохранение - это не просто социальная сфера, а система жизнеобеспечения". В связи с этим здравоохранение рассматривается как важный фактор национальной безопасности страны.
Достижение стратегических целей государственной политики в здравоохранении в решающей степени зависит от уровня финансирования и управляемости системы здравоохранения.
В связи с этим необходимы разработка и принятие отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы" (далее - отраслевая целевая программа), что позволит ускорить модернизацию системы управления здравоохранением области, вести продуманную стратегию реформирования отрасли с учетом реально имеющихся финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

2. Основные направления развития
здравоохранения Астраханской области

Основными направлениями развития здравоохранения и совершенствования организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы являются сохранение и улучшение здоровья жителей области, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости, смертности населения и снижения показателей первичного выхода на инвалидность. Основными задачами деятельности системы здравоохранения области являются:
- увеличение объема и повышение качества мероприятий по профилактике заболеваний;
- разработка комплексных мероприятий межведомственного характера по сокращению временной и стойкой нетрудоспособности жителей области в связи с заболеваниями и травмами;
- повышение уровня здоровья населения области путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
- повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении.
Реализация основных направлений развития здравоохранения области основана на следующих принципах:
- социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса, уровня дохода и места жительства;
- профилактическая направленность;
- экономическая эффективность и анализ функционирования медицинских учреждений с учетом потребности населения в видах и объемах медицинской помощи;
- сохранение и развитие единого правового, экономического и информационного пространства в системе здравоохранения области;
- единство медицинской науки и практики;
- активное участие населения и общественных организаций в решении вопросов здравоохранения.
В сложившихся условиях приобретают важное значение:
- повышение ответственности всех уровней власти за реализацию государственной политики в сфере здравоохранения и медицинской науки;
- гарантии оказания специализированной медицинской помощи населению в соответствии с федеральным законодательством;
- обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения;
- развитие рынка медицинских услуг, не вошедших в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области;
- совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения;
- разработка и внедрение в практику мониторинга здоровья человека и его среды обитания;
- проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений, максимальный медицинский, социальный и экономический эффект на единицу затрат;
- повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки и переподготовки;
- повышение социальной защищенности медицинских работников, в том числе повышение заработной платы, страхование профессиональной ответственности;
- привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки;
- совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой населения и лечебно-профилактических учреждений;
- повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья.

3. Совершенствование
организации медицинской помощи

Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, перераспределение части объемов медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторно-поликлинический.
Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании населению медицинской помощи.
Особая роль отводится развитию института врачей общей (семейной) практики преимущественно в сельской местности и отдаленных районах.
В поликлиниках должны развиваться в необходимом объеме диагностические службы, дневные стационары, стационары на дому и по согласованию с социальной службой на договорной основе (до принятия соответствующих правовых актов) создаваться отделения медико-социальной реабилитации и терапии, службы ухода и медико-социальной помощи.
Реорганизация стационарной помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа при адекватном развитии и расширении реабилитации (амбулаторной и стационарной). Для этого необходимо предусматривать распределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса.
Обеспеченность населения койками круглосуточного пребывания больных должна быть доведена до уровня эффективной достаточности - 88.9 (за 2004 год по Астраханской области - 101.1, ЮФО - 87.0) койки на 10 тыс. населения (включая койки областных учреждений здравоохранения). Объектом постоянного внимания руководителей здравоохранения должны быть вопросы перепрофилирования коечной сети с учетом динамики уровня и структуры заболеваемости населения.
Необходимо развивать специализированную медицинскую помощь на уровне специализированных и многопрофильных областных учреждений здравоохранения.
Для качественного оказания медицинской помощи населению необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи (фельдшер/врач амбулатории/участковый врач (врач общей практики), фельдшерско-акушерский пункт, амбулатория/территориальная поликлиника (участковая больница) - районная/городская больница - областные специализированные и многопрофильные учреждения здравоохранения).
Разработка и внедрение системы стандартизации медицинских услуг является генеральным направлением повышения эффективности и качества медицинской помощи.
Необходимо уделить внимание расширению масштабов диспансеризации населения особенно с целью выявления ранних форм заболеваний, в том числе созданию правовой базы Астраханской области по переходу к практике диспансеризации семей - семейной диспансеризации.
Требуется принятие действенных мер по развитию и укреплению службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью.
Необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы:
- службы первичной медико-санитарной помощи;
- всех специализированных областных, многопрофильных больниц и диспансеров высокотехнологичным, современным оборудованием, в первую очередь служб анестезиологии-реанимации, интенсивной терапии, отделений экстренной и плановой консультативной помощи;
- служб охраны материнства, отцовства и детства, службы родовспоможения;
- специализированных служб, направленных на борьбу с особо опасными и социально значимыми заболеваниями;
- служб по оказанию лечебно-оздоровительной и реабилитационной помощи ветеранам войн.
Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания экстренной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов.
Необходимо принятие мер государственной поддержки по созданию и совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных организаций системы здравоохранения, оздоровительных учреждений и организаций. Следует совершенствовать систему отбора лиц на санаторно-курортное лечение и оценку эффективности проводимого лечения, добиться преемственности в работе учреждений здравоохранения и санаторно-курортной сферы с целью повышения эффективности проводимых лечебных и оздоровительных мероприятий.
Для улучшения качества и доступности медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности, необходимо:
- сформировать на базе центральных районных больниц диагностические отделения;
- развивать передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи;
- развитие института врача общей практики;
- обеспечить доступность современных методов диагностики и своевременность консультирования больных необходимыми областными специалистами посредством возможностей телемедицины.
Необходимо осуществлять интеграцию ведомственных медицинских учреждений в общую систему здравоохранения на единой нормативной правовой базе с учетом их отраслевых особенностей и местоположения.
При сохранении главенствующей роли государственной и муниципальной систем здравоохранения важную роль будет играть формирующаяся частная система здравоохранения. Создание условий для ее развития является важнейшим элементом структурных преобразований в здравоохранении. Необходимо обеспечить государственным и муниципальным медицинским организациям, а также медицинским организациям и лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, в соответствии с существующим законодательством права на работу в системе обязательного и добровольного медицинского страхования.
Государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения, выполняющие функции, не связанные рамками единой технологии оказания медицинской помощи, должны обладать широкими полномочиями в вопросах оплаты труда персонала при изменении правовой базы.

4. Совершенствование системы
финансирования здравоохранения

Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими медицинских услуг.
Система финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов лечебно-профилактических учреждений и качества оказания медицинской помощи. В этих целях необходимо:
- предусматривать ежегодное увеличение объема финансирования здравоохранения Астраханской области исходя из возможностей доходной базы консолидированного бюджета Астраханской области;
- совершенствовать методики расчета стоимости (установления тарифов) на медицинские услуги с учетом уровней оказания медицинской помощи (фельдшерско-акушерский пункт, амбулатория, участковая больница/территориальная поликлиника - районная/городская больница - клиническое учреждение здравоохранения);
- ввести единую систему расчетов за выполненные медицинские услуги, предоставляемые в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области;
- развивать добровольное медицинское страхование, платные медицинские услуги, благотворительную деятельность;
- способствовать созданию конкурентной среды на рынке медицинских услуг.
Для обеспечения целевого и эффективного использования средств, выделяемых государством на здравоохранение, необходимы:
- анализ потребности населения в медицинских услугах;
- совершенствование системы учета средств, получаемых учреждениями здравоохранения, в том числе за оказание платных медицинских услуг, а также их использование.
Руководителям учреждений здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, должно быть предоставлено право оперативного перераспределения финансовых средств, полученных по счетам за оказанные медицинские услуги, по кодам бюджетной классификации материальных затрат учреждения с учетом необходимости оптимизации лечебно-диагностического процесса с обязательным исполнением обязательств по 1-й и 2-й статьям бюджетной классификации.

5. Организация здравоохранения

Для реализации единой политики государства в области здравоохранения следует модернизировать структуру управления отраслью. Главными задачами организации здравоохранения на областном уровне следует считать:
- определение стратегии развития здравоохранения в области с учетом территориальных особенностей;
- разработку и исполнение целевых программ Астраханской области по здравоохранению и Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области;
- координацию деятельности органов местного самоуправления области по решению вопросов здравоохранения.
Главными задачами организации здравоохранения на муниципальном уровне следует считать:
- определение путей и схем развития муниципального здравоохранения;
- урегулирование взаимоотношений с государственными и ведомственными учреждениями здравоохранения, находящимися на территории муниципального образования, по решению вопросов организации медицинской помощи населению;
- формирование и реализацию целевых программ муниципальных образований по здравоохранению.
Главным направлением совершенствования организации здравоохранения области становится обеспечение его целостности за счет формирования преемственности трехуровневой системы оказания медицинской помощи (фельдшер/врач амбулатории/участковый врач (врач общей практики), фельдшерско-акушерский пункт, амбулатория/территориальная поликлиника (участковая больница) - районная/городская больница - областные специализированные и многопрофильные учреждения здравоохранения), единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. При этом положительное влияние должна оказывать система обязательного медицинского страхования как основа финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий.
Основой планирования являются целевые программы по развитию здравоохранения Астраханской области, реализующие цели и задачи государственной политики на определенный период. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области, в которых должны быть учтены:
- показатели состояния здоровья, которые должны быть достигнуты в результате совершенствования системы здравоохранения;
- основные показатели обеспечения населения больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, а также врачами и средним медицинским персоналом;
- нормативы подушевого финансирования;
- объем финансирования за счет средств областного бюджета и обязательного медицинского страхования, обеспечивающих реализацию государственных гарантий;
- общие принципы финансирования и показатели деятельности учреждений здравоохранения;
- мероприятия по повышению эффективности работы учреждений здравоохранения;
- основные направления профилактической деятельности;
- перечень видов медицинской помощи и услуг, условия и порядок их предоставления.
Структура медицинской помощи населению на областном и муниципальном уровнях должна осуществляться на основе утвержденных стандартов (клинико-экономических стандартов) на стационарную, амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, стационарозамещающие технологии и скорую медицинскую помощь с учетом показателей заболеваемости, с учетом возрастного состава населения.
В условиях недостаточного финансирования здравоохранения следует исключить дублирование работы государственных, муниципальных лечебных учреждений здравоохранения и ведомственных медицинских учреждений. Необходимо привлечение ведомственных медицинских учреждений для реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области, что позволит эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы, реализовать принцип равного отношения государства ко всем гражданам независимо от места их работы.
Приоритетом межтерриториального сотрудничества является расширение сотрудничества в области здравоохранения с другими субъектами Российской Федерации.

6. Обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Астраханской области может быть достигнуто в ходе дальнейшего развития и совершенствования комплекса санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, направленных на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Для достижения этой цели необходимы:
- единство государственной политики в области охраны здоровья населения и профилактики заболеваний;
- участие в реализации федеральных и разработка целевых программ Астраханской области по сохранению и укреплению здоровья населения, обеспечению его санитарно-эпидемиологического благополучия;
- координация научных исследований, изучение и внедрение передовых форм и методов санитарно-противоэпидемических мероприятий;
- взаимодействие с территориальным управлением Роспотребнадзора по Астраханской области в сфере охраны здоровья населения и профилактики заболеваний;
- реорганизация системы гигиенического воспитания и образования населения, формирование системы самооздоровления населения.

7. Государственные гарантии по предоставлению
бесплатной медицинской помощи и защите прав пациентов

Государственные гарантии по предоставлению бесплатной медицинской помощи должны быть обеспечены за счет средств соответствующих бюджетов, территориального фонда обязательного медицинского страхования и других поступлений. Для этого в установленном порядке разрабатывается и утверждается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области на календарный год, которая должна содержать:
- перечень соответствующих видов медицинской помощи;
- объемы медицинской помощи;
- программу обязательного медицинского (медико-социального) страхования как составную часть Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области;
- условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в Астраханской области, в том числе дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи;
- перечни медицинских учреждений, оказывающих медицинские услуги по Территориальной программе обязательного медицинского страхования, и учреждений, финансируемых из бюджета;
- перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, перечень изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации государственных гарантий;
- подушевой норматив финансирования здравоохранения, обеспечивающий предоставление гарантированных объемов медицинской помощи, исходя из нормативов, определенных Правительством Российской Федерации;
- согласованные объемы медицинской помощи и их финансирование в разрезе муниципальных образований (муниципальный заказ);
- сводный расчет стоимости Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области на календарный год.

8. Развитие медицинской науки

Основными задачами медицинской науки должны быть:
- формирование стратегии сохранения и укрепления здоровья населения;
- разработка научных основ борьбы с наиболее распространенными заболеваниями;
- получение на основе фундаментальных исследований новых и углубление имеющихся знаний о здоровом и больном организме человека, его жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды;
- разработка и внедрение новых методов профилактики, диагностики и лечения болезней, восстановления утраченного здоровья, увеличения продолжительности периода активной жизни человека;
- разработка новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением;
- интеграция областной медицинской науки с отраслевой и академической.
Развитие медицинской науки будет осуществляться на основе принципов расширения связей между наукой и практикой.
Министерство здравоохранения Астраханской области определяет приоритеты в научных разработках прикладного характера и координирует целевые программы в части научного обеспечения охраны здоровья населения области и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Министерство здравоохранения Астраханской области, Астраханская государственная медицинская академия с привлечением отраслевых НИИ области осуществляют комплекс мероприятий по внедрению в практику и эффективному использованию достижений медицинской науки.
Бюджетное финансирование научных разработок следует осуществлять на основе конкурсного выделения грантов, создавая для этого межведомственные конкурсные комиссии.

9. Совершенствование кадровой политики
и медицинского образования

Основная цель кадровой политики в сфере здравоохранения на ближайшую перспективу состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом на основе рационального планирования подготовки, переподготовки, повышения квалификации и использования медицинских кадров с учетом структуры потребности учреждений системы здравоохранения области.
Необходимо:
- дальнейшее совершенствование механизмов управления в системе здравоохранения области с учетом комплексной оценки кандидатов при согласовании их на руководящую должность, их профессионально-квалификационного соответствия должности;
- создание условий для устойчивого профессионального роста медицинских специалистов с помощью непрерывного профессионального образования, сертификации, аттестации, планирования и реализации карьеры, использования мотивационных механизмов и методов стимулирования их к эффективному высокодисциплинированному труду;
- обеспечение действенного кадрового резерва руководящих должностей как основной, так и учетной номенклатуры министерства здравоохранения Астраханской области;
- обеспечение правовой и социальной защиты работников отрасли, развитие государственного и социального страхования, повышение мер эффективности охраны труда;
- совершенствование системы итоговой государственной аттестации выпускников подведомственных образовательных медицинских учреждений, а также системы аттестации медицинских специалистов, которая должна способствовать профессионализму и должностному росту работника.
Требуется разработка научно обоснованных подходов к формированию целевого заказа муниципального образования (прежде всего в сельской местности) на подготовку специалистов в медицинских образовательных учреждениях области в соответствии с реальной потребностью в медицинских специалистах и на основе трехсторонних договоров между муниципальным образованием - абитуриентом - образовательным медицинским учреждением с обязательным участием муниципального образования в финансировании (дополнительная выплата к стипендии) подготовки конкретного направляемого абитуриента.
Создание постоянно действующей многоуровневой системы мониторинга развития кадров позволит управлять движением кадров, своевременно принимать меры по сохранению кадрового ресурса, обеспечивать целенаправленную подготовку работников.
Необходимо создание и укрепление взаимовыгодных условий и возможностей для тесного сотрудничества медицинской науки и практического здравоохранения.
Важным средством управления медицинским персоналом должна стать разработка новых, стимулирующих эффективность труда форм и методов работы, учитывающая в системе оплаты труда главное: сложность, объем, качество и результативность работы.
С целью осуществления единой политики по защите работающих в особых условиях целесообразно повсеместно провести аттестацию рабочих мест на соответствие нормам охраны труда, в полной мере обеспечить получение нуждающимися предусмотренных законодательством компенсаций.
В деле защиты прав и интересов работников учреждений системы здравоохранения области важную роль играет усиление партнерских отношений с профсоюзами работников здравоохранения, общественными организациями, профессиональными медицинскими ассоциациями.
Необходимо воспитание у медицинских специалистов ответственности за свои служебные действия и поступки, чувства гражданственности, верности клятве врача, неукоснительного соблюдения законодательства и этических норм.
Новые условия функционирования системы учреждений здравоохранения области в период реорганизации предъявляют повышенные требования к потенциалу кадровой службы здравоохранения. Кадровая служба должна отражать функциональные связи, подчиненность, соподчиненность, обусловливать непрерывность и системность кадровой работы, что предполагает проведение необходимых преобразований в области управления трудовыми ресурсами, без чего невозможно повышение качества и эффективности всей системы охраны здоровья населения области.

10. Совершенствование лекарственного обеспечения,
гарантии в области лекарственной помощи населению

Государственная система обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения направлена на предоставление их потребителям в достаточном ассортименте и объеме по доступным ценам.
Реализацию этой политики следует осуществлять путем развития рынка фармацевтических услуг с переходом к эффективному обеспечению лечебного процесса лекарственными средствами, внедрения в Астраханской области формулярной системы лекарственного обеспечения и практики автоматизированного персонифицированного учета лекарственных средств.
В целях безопасного применения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, предотвращения поступления на территорию области фальсифицированных и забракованных препаратов необходимо усовершенствовать существующую контрольно-разрешительную систему обеспечения качества, эффективности и безопасности лекарственных средств на областном уровне. Основным направлением реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам должно быть лекарственное обеспечение населения при оказании медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий, в том числе гражданам, которым определены меры социальной поддержки.
На этапе амбулаторно-поликлинического лечения необходимо проводить в рамках государственных и муниципальных заказов формирование перечней и объемов лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечения социально значимых заболеваний, а также списков лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения граждан мерами социальной поддержки.
На этапе стационарного лечения следует сохранять бесплатное лекарственное обеспечение в рамках видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, на территории Астраханской области.
В целях эффективного расходования государственных средств, направленных на обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в числе мер социальной поддержки предусматриваются разработка и внедрение системы учета и контроля этих средств, создание условий, обеспечивающих заинтересованность граждан в рациональном использовании ресурсов по лекарственному обеспечению.
В области централизованных закупок и розничной продажи лекарственных средств следует:
- совершенствовать механизм управления процессом закупок лекарственных средств для государственных нужд;
- обеспечить безопасность, эффективность и качество лекарственных средств;
- обеспечить наличие широкого ассортимента лекарственных средств в розничной продаже;
- обеспечить оказание качественной медицинской помощи в условиях стационара в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области.
В целях обеспечения доступности и адекватности лекарственной помощи населению необходимо:
- внедрить централизованную систему обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
- обеспечить государственную поддержку отечественных производителей лекарственных средств;
- совершенствовать организацию обеспечения лекарственными средствами и управление фармацевтической деятельностью, в том числе государственных предприятий.

11. Расширение социальной базы здравоохранения

К работе по охране здоровья граждан и оказанию медико-социальной помощи необходимо привлекать непрофессиональные общественные организации и профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации, а также отдельных граждан, что позволит повысить эффективность профилактической работы, в том числе с социально незащищенными слоями населения, облегчить реабилитационную работу с группами пациентов, развивать принцип взаимопомощи и навыки решения медико-социальных проблем самими пациентами.
Работа по расширению социальной базы здравоохранения должна осуществляться по следующим направлениям:
- использование действенных форм сотрудничества с работодателями, профсоюзными и другими общественными, благотворительными и религиозными организациями;
- привлечение внимания населения к вопросам охраны здоровья, содействие созданию общественных объединений пациентов по медицинским интересам;
- укрепление системы медицинского просвещения и медицинской информации, сотрудничество со средствами массовой информации в популяризации здорового образа жизни, усиление контроля за рекламой продукции медицинской промышленности и услуг медицинского характера;
- содействие в реализации государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение и защиту нравственного здоровья общества;
- планирование семьи в целях осознанного отношения к материнству и отцовству;
- содействие в подготовке работников управления внутренних дел Астраханской области, главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области и других специальных служб, оказывающих первую медицинскую помощь.

12. Механизм и этапы реализации
отраслевой целевой программы

В соответствии с основными направлениями и положениями концепции должна быть разработана единая отраслевая целевая программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы".
Реализация данной отраслевой целевой программы должна проводиться поэтапно.
Ресурсное обеспечение реализации вышеуказанной программы будет осуществляться за счет средств бюджетов всех уровней, внебюджетных средств и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Основные направления реализации отраслевой целевой программы в 2006 году:
- принятие мер по обеспечению стабильной работы учреждений здравоохранения, по увеличению размеров финансирования отрасли и повышению эффективности использования ресурсов здравоохранения;
- внедрение стандартов диагностики и лечения, разработка и применение нормативов ресурсной обеспеченности здравоохранения (финансовых, материальных) и их обоснование;
- обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской и лекарственной помощи с финансовыми возможностями государства.
С целью реализации этих направлений формирование программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области на 2006 год будет проводиться с учетом перспективы оформления государственных муниципальных заказов на объемы этой помощи, обеспеченные соответствующим нормативным финансированием. При этом будут осуществляться мероприятия по сокращению и перепрофилированию коек круглосуточного пребывания больных в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса до экономически эффективного уровня обеспечения ими с учетом структуры и динамики заболеваемости населения, а также по расширению применения реабилитационных и стационарозамещающих технологий, развитию амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, внедрению института врача общей (семейной) практики.
Кроме того, в 2006 году должны быть решены следующие вопросы:
- формирование областных диагностических центров и областного перинатального центра;
- совершенствование и активизация работы ассоциаций врачей и средних медицинских работников Астраханской области;
- совершенствование нормативной правовой базы Астраханской области, регламентирующей вопросы предоставления медицинской помощи, в том числе с целью обеспечения прозрачности финансовых потоков в здравоохранении области, выполнения гарантированных объемов бесплатной медицинской помощи, а также легализации платных медицинских услуг, оказываемых организациями здравоохранения различных форм собственности;
- создание условий к развитию добровольного медицинского страхования;
- завершение в 2006 году работы по реорганизации и устранению дублирования деятельности областных, муниципальных учреждений здравоохранения, а также ведомственных медицинских учреждений;
- отработка преемственности трехуровневой системы оказания медицинской помощи (фельдшер/врач амбулатории/участковый врач (врач общей практики), фельдшерско-акушерский пункт, амбулатория/территориальная поликлиника (участковая больница) - районная/городская больница - областные специализированные и многопрофильные учреждения здравоохранения).
Основные направления реализации отраслевой целевой программы на 2007-2010 годы:
- внедрение системы стратегического планирования развития здравоохранения;
- дальнейшее развитие нормативной правовой базы Астраханской области, обеспечивающей в области охраны здоровья координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления и субъектов обязательного медицинского страхования;
- развитие структурных преобразований в системе здравоохранения и внедрение новых медицинских технологий с целью оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений;
- завершение перехода к финансированию медицинских организаций, предоставляющих медицинскую помощь, предусмотренную Территориальной программой обязательного медицинского страхования за счет страховых средств;
- развитие форм добровольного медицинского страхования;
- обеспечение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений и расширение спектра организационно-правовых форм медицинских организаций, развитие негосударственного сектора здравоохранения;
- развитие медицинской науки и научно-медицинского потенциала;
- внедрение в практику новых форм и методов обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей, медико-санитарного образования; развитие институтов защиты прав пациентов и медицинских работников;
- укрепление материально-технической базы ЛПУ;
- переоснащение ЛПУ современным медицинским оборудованием;
- поддержание в функциональном состоянии действующего оборудования;
- совершенствование хозяйственного механизма функционирования системы здравоохранения.
Для повышения эффективности функционирования системы здравоохранения должны быть продолжены:
- отработка механизмов финансового выравнивания условий оказания медицинской помощи в рамках государственных гарантий по районам;
- совершенствование формулярной системы лекарственного обеспечения согласно стандартам.
Планируется осуществить разработку системы заказов и договоров на оказание медицинской помощи населению учреждениями здравоохранения, что позволит создать в здравоохранении эффективную конкурентную среду и обеспечить повышение качества предоставляемых медицинских услуг.
Инвестиционная политика в здравоохранении должна быть направлена на развитие материально-технической базы государственной системы здравоохранения, обеспечивающей повышение эффективности ее использования.
Повышению эффективности использования государственных финансовых ресурсов должна способствовать концентрация лимитов государственных инвестиций на объектах высокой степени строительной готовности, а также реализация федеральных целевых программ и целевых программ Астраханской области, направленных на борьбу с такими заболеваниями, как туберкулез, СПИД, инфекционные заболевания, сахарный диабет, артериальная гипертония, онкологические заболевания, а также программ поддержки материнства и детства.
При оплате амбулаторно-поликлинической помощи необходимо осуществить переход на подушевое финансирование. При оплате стационарной помощи необходимо в договорной форме определять необходимые объемы (стандарты), устанавливая допустимые отклонения фактических и плановых объемов помощи. Аналогичные методы оплаты должны действовать и в части бюджетных средств, направляемых на финансирование специализированных видов медицинской помощи, в том числе дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи.
Необходимо усилить государственный контроль в сфере медицинского страхования над деятельностью страховщиков, а также за расходованием страховых средств.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru