Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Правительства Астраханской области от 21.09.2005 № 337-П
"О концепции отраслевой целевой программы "Молодежь Астраханской области" на 2006-2009 годы"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Вступил в силу с 21 сентября 2005 года (пункт 4 данного документа).



ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2005 г. № 337-П

О КОНЦЕПЦИИ
ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МОЛОДЕЖЬ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006-2009 ГОДЫ

В соответствии с законами Астраханской области "О государственной молодежной политике в Астраханской области", "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области", Постановлением Губернатора Астраханской области от 21.06.2003 № 281 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ на территории Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Молодежь Астраханской области" на 2006-2009 годы (прилагается).
2. Министерству образования и науки Астраханской области (Гутман В.А.) в месячный срок разработать отраслевую целевую программу "Молодежь Астраханской области" на 2006-2009 годы и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке.
3. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Молодежь Астраханской области" на 2006-2009 годы министерство образования и науки Астраханской области.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

И.О. Губернатора Астраханской области
К.А.МАРКЕЛОВ





Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 21 сентября 2005 г. № 337-П

КОНЦЕПЦИЯ
ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МОЛОДЕЖЬ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006-2009 ГОДЫ

1. Введение

В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.05.2004 особо отмечается, что в современных условиях в России резко возрастает социальная нагрузка на молодежь. Это определяется и демографической ситуацией, и вызовами современности.
Одной из основных задач Президент Российской Федерации ставит пропаганду здорового образа жизни, профилактику алкоголизма и наркомании, уточняя, что это прежде всего вопросы региональные и муниципальные. Большое значение Президент уделяет вопросам воспитания в гражданах Российской Федерации нравственности и понимания важности ценностей демократии.
Именно поэтому особую актуальность приобретают вопросы работы с молодежью по формированию условий для наиболее полной социализации и самореализации молодых граждан, проживающих в Астраханской области, привлечению их к проведению социально-экономических и общественно-политических преобразований в области, обеспечению жильем. Степень эффективности участия молодых людей в этих процессах определяется тем, насколько молодежь:
- разделяет цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;
- обладает необходимыми личными, образовательными, профессиональными качествами и возможностями их реального применения в социально-политической практике.
В настоящее время в Астраханской области проживает около 285.2 тысячи молодых граждан в возрасте 14-30 лет, что составляет 28% от всего населения области. Из них в возрасте от 14 до 20 лет - 109.3 тыс. человек (38.3% от числа молодежи области), 20-30-летних - 175.9 тыс. человек (61.7%).
Отраслевая целевая программа "Молодежь Астраханской области" на 2006-2009 годы, включающая в себя подпрограммы "Государственная поддержка молодежи Астраханской области в 2006-2009 годах" и "Обеспечение жильем молодых семей в Астраханской области в 2006-2009 годах" (далее - программа), призвана обеспечить формирование качественно нового подхода к развитию сферы молодежной политики, а также оказать государственную поддержку молодым семьям в решении жилищных проблем для улучшения демографической обстановки в области. Устойчивое социально-экономическое развитие области требует возрастания роли молодежи и увеличения ее вклада в жизнь общества.
За истекший период была сформирована инфраструктура молодежной политики, в том числе создана сеть учреждений по делам молодежи. Проводились мероприятия по организации занятости, отдыха и досуга молодежи, различные конкурсы и фестивали, позволившие выявить талантливых и перспективных молодых людей и помочь им реализовать свой творческий потенциал, осуществлялась поддержка молодежных общественных объединений.
Однако предпринятые меры не смогли решить всех проблем, возникающих у молодежи.
Основными участниками подпрограммы "Государственная поддержка молодежи Астраханской области в 2006-2009 годах" являются молодые граждане в возрасте 14-30 лет, а именно: учащаяся молодежь (14-18 лет), студенческая молодежь (16-23 года), безработная молодежь (14-30 лет), молодежь "группы риска" (14-20 лет), молодежь, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации (14-30 лет), работающая молодежь (16-30 лет), молодежь, занятая в деятельности общественных организаций (14-30 лет), молодежь с ограниченными возможностями развития (14-30 лет), армейская молодежь (18-30 лет), допризывная молодежь (14-27 лет), сельская молодежь (14-30 лет) и т.д. Также участниками программы являются родители, социальные педагоги, лидеры общественных организаций и т.д.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию отмечается: "еще одна общенациональная проблема - это низкая рождаемость. В стране все больше семей, имеющих только одного ребенка. Нам необходимо повысить престиж материнства и отцовства. Создать условия, благоприятствующие рождению и воспитанию детей".
За 2004 год общий уровень рождаемости по области составил 12.4 (на 1000 населения) против 12.0 в 2003 году. Число зарегистрированных браков за 2004 год снизилось на 8.4% по сравнению с 2003 годом, на 1000 образовавшихся брачных пар пришлось 604 распавшихся. Численность населения в области продолжает снижаться в среднем почти на 3 тыс. человек в год и на 01.01.2005 она составила 998 тыс. человек.
Создание подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Астраханской области в 2006-2009 годах" вызвано необходимостью социальной поддержки молодой семьи, 3/4 общего числа детей в стране рождаются у родителей моложе 30 лет. В связи с этим для улучшения демографической ситуации в стране необходимо будет в первую очередь обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
Участниками подпрограммы являются:
- молодые семьи (возраст обоих супругов в которых не превышает 30 лет), признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и постоянно проживающие на территории Астраханской области в течение 5 лет, заключившие договор об участии в программе с уполномоченным органом;
- молодые многодетные семьи (возраст одного из супругов в которых не превышает 30 лет), признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и постоянно проживающие на территории Астраханской области в течение 5 лет, имеющие трех и более детей, заключившие договор об участии в программе с уполномоченным органом.

2. Содержание проблемы
и анализ причин ее возникновения

В молодежной среде наблюдаются такие негативные тенденции, как рост наркомании, алкоголизма, преступности, ухудшается здоровье молодых людей, высоким остается уровень молодежной безработицы. Отсутствие во многих населенных пунктах условий для организации досуга и занятости молодежи не позволяет молодым гражданам в полной мере реализовать свои возможности, создает условия для проявления различных социальных девиаций.
Одним из наиболее эффективных средств профилактики безнадзорности подростков и молодежи является организация их временной занятости на летний период. Однако в связи с изменением нормативной базы: законодательства о финансировании организации временной занятости подростков из средств федерального бюджета (Приказ Минтруда России № 57 и Минфина России № 21н от 25.03.2002 "Об утверждении Положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета"), необходимо привлечение средств областного и местных бюджетов.
В современных реальных условиях весьма нелегко привлечь граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом, к участию в делах, основанных на проявлении гражданской активности и патриотизма. Сложившаяся система деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления, Российской оборонной спортивной технической организации, общественной организации областного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов по гражданско-патриотическому воспитанию и физическому развитию, по сохранению лучших боевых и трудовых традиций нашей Родины в основном опирается на энтузиазм и умение выполнять свою работу независимо от наличия финансовых средств. Дальнейшее развитие этой деятельности должно вестись в тесном сотрудничестве с учебными заведениями, молодежными объединениями, военными комиссариатами и воинскими частями, правоохранительными органами и всеми заинтересованными организациями Астраханской области, в том числе общественными.
Одним из основных направлений государственной молодежной политики является развитие общественного движения и увеличение общественной составляющей в работе с молодежью. Необходимо проведение мероприятий, направленных на рост числа общественных молодежных объединений, поддержку в реализации социально значимых проектов и программ.
Требуют решения вопросы информационного, кадрового и методического обеспечения реализации государственной молодежной политики. Остается низким уровень информированности молодых граждан о своих правах, о возможностях обучения, трудоустройства, организации досуга и т.д. Необходимо обеспечить подготовку квалифицированных кадров в сфере молодежной политики.
Это обусловливает необходимость организации всестороннего и поэтапного исследования молодежных проблем и дальнейшего развития сети служб социальной помощи молодежи. Необходимо совершенствовать организацию досуговых мероприятий, создавать условия для поддержки и развития одаренной и талантливой молодежи.
Особого внимания требуют проблемы студенческой молодежи. Нарушаются права студентов на проживание в общежитиях учебных заведений, льготное питание, качественное медицинское обслуживание, дальнейшее трудоустройство по специальности. В обязательной социальной поддержке нуждаются студенты-инвалиды, сироты, студенты из многодетных семей, бывшие воины-интернационалисты и военнослужащие, участвовавшие в вооруженных конфликтах на территории России и стран ближнего зарубежья.
Не менее важной является проблема развития движения студенческих отрядов. Большинство лагерей труда и отдыха разрушены или находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. Необходимы организация деятельности штаба студенческих отрядов и проведение мероприятий, способствующих расширению межрегионального сотрудничества в данном направлении.
Продолжают сохраняться следующие негативные тенденции, связанные с положением молодых семей: снижается количество браков, высоким остается показатель количества разводов, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на воспроизводстве населения, растет число детей, рожденных молодыми женщинами вне брака, что способствует широкой распространенности социального сиротства, большинство молодых семей не в состоянии самостоятельно обеспечивать уровень доходов, достаточный для их стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций.
Как показывают социологические исследования, жилищная проблема волнует 87% молодых людей. По мнению 79% респондентов (было опрошено 2 тысячи молодых людей), основной причиной разводов и нежелания иметь детей в молодых семьях является отсутствие жилья.
Повышение смертности и низкий уровень продолжительности жизни сопряжены с растущими потерями человеческих ресурсов, что наносит колоссальный ущерб обществу. Низкая рождаемость последнего десятилетия обусловила значительное снижение доли лиц младше трудоспособного возраста.
Важное социально-экономическое значение имеет показатель нагрузки населения рабочих возрастов детьми и пожилыми людьми, то есть неработающей части населения. За счет роста в общей численности доли лиц трудоспособного возраста, обусловленного большим притоком в него молодежи 80-х и меньшим оттоком поколения 40-х годов, общая демографическая нагрузка снизилась. Согласно статистическим прогнозам, снижение демографической нагрузки будет продолжаться до 2006 года, после чего до 2015 года нагрузка будет только увеличиваться, что приведет к росту затрат на социальное обеспечение и социальное обслуживание.
Таким образом, период 2006-2009 годов при всех прочих условиях является периодом наибольшего благоприятствования для решения демографических проблем.
Подпрограмма предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций демографической ситуации в Астраханской области.
В Астраханской области на 01.01.2004 проживало более 50 тысяч молодых семей. В органах местного самоуправления в очереди на улучшение жилищных условий в настоящее время состоит более 18 тысяч молодых семей (муниципальные программы допускают, что в молодой семье одному из супругов не более 30 лет, включая неполные семьи).
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.

3. Основные цели и задачи реализации государственной
молодежной политики в Астраханской области

Цели программы:
- создание условий интеграции молодежи как активного субъекта в процессы социально-экономического, общественно-политического и социокультурного развития области;
- вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы в процессе интеграции в социум, решение социально-экономических проблем молодежи;
- выявление, продвижение, поддержка активности молодежи, в том числе через развитие общественного движения;
- информирование молодых граждан о возможностях их развития в Астраханской области, России и в мировом сообществе;
- создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической обстановки в Астраханской области.
Для достижения целей необходимо решение следующих задач:
а) в рамках подпрограммы "Государственная поддержка молодежи Астраханской области в 2006-2009 годах":
- совершенствование научной и правовой базы молодежной политики;
- материально-техническое обеспечение организаций, реализующих мероприятия в сфере молодежной политики;
- гражданско-патриотическое воспитание и физическое развитие граждан;
- поддержка инициатив молодежи;
- социальная поддержка молодежи и молодых семей;
- работа с молодежью "группы риска" "Молодежь и улица";
- организация трудоустройства и занятости молодежи;
- обеспечение информированности молодежи;
- организация межрегионального и международного сотрудничества;
- кадровое и методическое обеспечение организаций, реализующих мероприятия программы;
- организация грантовых конкурсов для государственных и общественных организаций, реализующих программы молодежной политики.
б) в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Астраханской области в 2006-2009 годах":
- разработка и внедрение правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем;
- содействие инициативам молодежных организаций, направленным на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей.

4. Перечень мероприятий программы, возможные сроки их реализации

Мероприятия будут реализовываться в рамках поставленных задач.
1. В подпрограмме "Государственная поддержка молодежи Астраханской области в 2006-2009 годах":
1.1. Научное и правовое обеспечение реализации государственной молодежной политики предусматривает:
- проведение социологических исследований и иных научных разработок;
- разработку нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность студенческих отрядов на территории области;
- разработку распорядительных документов, положений о конкурсах и т.д.
1.2. Материально-техническое обеспечение государственных, муниципальных учреждений и общественных организаций, реализующих мероприятия государственной молодежной политики (далее - ГМП), предусматривает:
- приобретение автотранспорта;
- капитальный ремонт учреждений;
- приобретение оргтехники;
- техническое оснащение.
1.3. Реализация направления "Гражданско-патриотическое воспитание и физическое развитие граждан" представляет собой внедрение системы мер по формированию патриотических чувств и сознания граждан, развитию чувства гордости за свою страну, уважению к ее истории, а также физическому развитию граждан области. По данному направлению планируется:
- проведение конкурса вариативных программ;
- проведение традиционных акций и мероприятий патриотической и спортивной направленности, в том числе выставок, концертов, лекций, конференций, конкурсов, соревнований и так далее;
- организация встреч молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных конфликтов;
- проведение торжественных мероприятий, посвященных памятным датам.
1.4. Реализация направления "Инициатива молодежи" предусматривает внедрение системы мер по поддержке социальных инициатив молодежи, оказание содействия в оформлении социально позитивных групп молодежи, создание условий для развития социальной компетентности и гражданской активности молодежи, включение молодежи в деятельность органов управления, развитие и поддержку позитивных форм самоорганизации, самоуправления, самодеятельности, содействие раскрытию интеллектуального и творческого потенциала. В рамках этого направления планируется:
- организация деятельности совещательных органов, в том числе "круглого стола" областных молодежных общественных объединений, движения "Молодежь губернии", антифашистского движения "НАШИ", координационного студенческого совета, молодежного правительства и других объединений, поддержка в реализации социально значимых проектов молодежных общественных организаций;
- формирование реестра молодежных общественных организаций, пользующихся поддержкой из областного бюджета;
- проведение областных мероприятий, направленных на развитие молодежных объединений и поддержку молодежных инициатив (форумы, молодежные сборы, конкурсы и так далее);
- проведение мероприятий, конкурсов, концертов, фестивалей, направленных на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала молодежи;
- проведение мероприятий, посвященных памятным датам и праздникам, с привлечением творческой молодежи.
1.5. Реализация направления "Социальная поддержка молодежи и молодых семей" представляет собой обеспечение развития у молодежи навыков здорового образа жизни, повышение уровня компетентности молодежи в вопросах гендерного просвещения и социальной гигиены, ограничение влияния вредных для здоровья привычек, формирование культуры безопасности; развитие системы мер по интеграции в жизнь общества молодых инвалидов, сирот, молодых людей, склонных к асоциальному поведению, молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие компетентности молодых граждан в вопросах семейной жизни, укрепление института семьи, формирование условий для социального благополучия молодых семей, повышение уровня компетентности молодых родителей в вопросах воспитания детей. В целях реализации данного направления планируется:
- организация работы социальных служб, включая молодежные биржи труда при учебных заведениях, "телефон доверия", социально-психологический центр "Зазеркалье", консультационные центры для молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, клубы молодых инвалидов и т.д.;
- проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения, а также вируса иммунодефицита человека и заболеваний, передающихся половым путем;
- реализация проектов по поддержке молодых семей.
1.6. Реализация направления "Трудоустройство и занятость подростков и молодежи" предусматривает развитие преемственной системы услуг в сфере предпрофессиональной ориентации молодежи, профессионального самоопределения, защиты трудовых и социальных прав молодежи на рынке образования, труда, широкое включение молодежи в деятельность субъектов рынка труда и занятости в качестве полноправного партнера. Для решения данных задач планируется:
- организация занятости подростков и молодежи, трудоустройство на временные и постоянные рабочие места;
- проведение ярмарок вакансий;
- организация летних трудовых детских и молодежных объединений;
- участие во всероссийских и межрегиональных мероприятиях.
1.7. Реализация направления "Молодежь информационного общества" предусматривает внедрение новых инструментов взаимодействия с молодежной аудиторией, развитие информационных технологий через:
- создание сайтов, баз данных;
- проведение курсов "Компьютерный всеобуч";
- поддержку деятельности компьютерных клубов, центров общественного доступа к Интернету;
- развитие компьютерного спорта;
- поддержку молодежных печатных средств массовой информации.
1.8. Реализация направления "Межрегиональное и международное сотрудничество" предусматривает создание условий для интеграции молодежи Астраханской области в общероссийское и мировое молодежное сообщество. В этом направлении планируются:
- организация обменов специалистами и молодежных обменов;
- участие в межрегиональных, всероссийских, международных мероприятиях.
1.9. Кадровое и методическое обеспечение организаций, реализующих мероприятия программы, предусматривает:
- проведение и участие в обучающих семинарах, тренингах, конференциях;
- организацию стажировок;
- организацию практики на базе учреждений ГМП.
1.10. Организация грантовых конкурсов для органов местного самоуправления, государственных и общественных организаций, реализующих программы ГМП, необходима для стимулирования организаций различных форм собственности по внедрению молодежных инновационных проектов.
2. В подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Астраханской области в 2006-2009 годах" система мероприятий предусматривает:
- нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации программы;
- финансовое обеспечение реализации программы;
- организационное обеспечение реализации программы. Поддержка молодых семей со стороны государства оказывается в следующих формах:
- предоставление молодой семье субсидии при рождении (усыновлении) ребенка на погашение части суммы целевого займа (кредита) на приобретение жилья;
- предоставление безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий семье, в которой один из супругов является выпускником учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- поддержка инициатив молодежных организаций, деятельность которых направлена на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей, в том числе долевое участие в строительстве;
- социальная помощь на обустройство многодетным молодым семьям;
- предоставление многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма;
- предоставление субсидий на приобретение жилья в качестве первоначального взноса;
- предоставление субсидий на приобретение жилья специалистам, работающим на селе;
- выделение строительных материалов для индивидуального жилищного строительства.

5. Ресурсное обеспечение программы

Программа будет реализовываться в период с 2006 по 2009 годы за счет федерального, областного и муниципальных бюджетов, а также внебюджетных источников (средства молодых семей, кредитных организаций, коммерческих структур).

6. Ожидаемые результаты реализации программы

Выполнение программы позволит обеспечить:
а) в подпрограмме "Государственная поддержка молодежи Астраханской области в 2006-2009 годах":
- улучшение положения молодежи в Астраханской области, в том числе и через повышение эффективности управления в сфере ГМП;
- принятие необходимых нормативных правовых актов по обеспечению правовых гарантий всестороннего развития молодежи области;
- координацию деятельности исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления области и организаций, что позволит решить различные социальные проблемы молодежи;
- расширение сети учреждений по делам молодежи для обеспечения возможности каждому молодому человеку области получить квалифицированную правовую, психологическую помощь, информацию по любой интересующей его теме, организовать свой досуг, трудоустроиться на временную или постоянную работу;
- развитие общественного движения, в том числе студенческого, и организацию массовых мероприятий, что позволит молодым гражданам самореализоваться и внести вклад в социально-экономическое развитие Астраханского региона.
Косвенными показателями социального эффекта программы будут служить: сокращение молодежной безработицы, преступности; увеличение количества студенческих отрядов, общественных объединений и числа молодежи в них; увеличение числа победителей всероссийских и международных конкурсов, фестивалей из представителей астраханской молодежи.
Реализация мероприятий программы обеспечит поэтапное решение следующих проблем: формирование в молодежной среде гражданско-патриотического отношения к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, улучшение здоровья населения, повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала граждан; снижение уровня преступности, наркомании, алкоголизма.
б) в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Астраханской области в 2006-2009 годах":
- создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;
- привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств внебюджетных источников и увеличение объема жилищного строительства;
- внедрение новых, более экономичных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в обеспечении жильем;
- развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
- укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru