Законодательство
Астраханской области

Астраханская область
Ахтубинский район
Володарский район
Енотаевский район
Икрянинский район
Камызякский район
Красноярский район
Лиманский район
Наримановский район
Приволжский район
Харабалинский район
Черноярский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Распоряжение минстроя Астраханской области от 07.10.2005 № 38
"О проведении конкурсов на лучшие градостроительные, архитектурно-строительные и декоративно-художественные проекты"

Официальная публикация в СМИ:
"Астраханские известия", № 44, 03.11.2005






МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 октября 2005 г. № 38

О ПРОВЕДЕНИИ
КОНКУРСОВ НА ЛУЧШИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ,
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ
И ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ

В целях улучшения качества проектирования и упорядочения процедуры проведения конкурсов на лучшие градостроительные, архитектурно-строительные и декоративно-художественные проекты на территории Астраханской области
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении конкурсов на лучшие градостроительные, архитектурно-строительные и декоративно-художественные проекты на территории Астраханской области.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Астраханской области использовать Положение при проведении соответствующих конкурсов.
3. Организационно-правовому управлению (Агабеков С.Б.) в трехдневный срок со дня подписания настоящее Распоряжение направить:
- в отдел законодательства и федерального регистра в Астраханской области Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу для сведения;
- в агентство по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Усманов Р.Х.) для опубликования в средствах массовой информации;
- в информационные агентства "Гарант", "КонсультантПлюс" для включения в электронную базу данных.
4. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя министра - начальника департамента архитектуры и строительства Умерова Р.З.

И.о. министра строительства и дорожного
хозяйства Астраханской области
С.Н.ТРУШКИН





Утверждено
Распоряжением
министерства строительства
и дорожного хозяйства
Астраханской области
от 7 октября 2005 г. № 38

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСОВ НА ЛУЧШИЕ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ
И ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ
НА ТЕРРИТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об архитектурной деятельности".
1.2. Целью конкурсного проектирования является получение в условиях конкурсной состязательности прогрессивных градостроительных решений, современных проектов на строительство зданий и сооружений, уникальных памятников, монументов и скульптурно-декоративных работ, характеризующихся высокими архитектурно-художественными, дизайнерскими, технико-экономическими, экологическими, эксплуатационными и другими показателями, проектируемого объекта.
1.3. Конкурсы могут объявляться на идею, концепцию, проекты:
- всех видов планировки и застройки городов или их функциональных зон;
- важнейших градостроительных ансамблей;
- общественных центров, отдельных жилых и общественных зданий и сооружений (или их реконструкцию), имеющих важное градостроительное значение;
- производственных зданий и комплексов (в том числе расширение, реконструкцию и техническое перевооружение);
- памятников, монументов и скульптурно-декоративных работ, объектов дизайна.
1.4. Участниками конкурсов могут быть физические и юридические лица или творческие коллективы, сформированные физическими лицами - участниками конкурса из специалистов, необходимых им для реализации программы конкурса.
1.5. Конкурсы организуются и проводятся исполнительными органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления области, юридическими лицами всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, общественными и творческими союзами.
1.6. Положение не распространяется на проведение международных конкурсов на территории Астраханской области, организация которых должна определяться на основе требований норм международного права.
1.7. Конкурсы по объектам, финансируемым полностью или частично из областного бюджета, организует и проводит специально уполномоченный исполнительный орган государственной власти Астраханской области. Председателем жюри является главный архитектор области или его заместитель, ответственным секретарем жюри - представитель заказчика.
1.8. Конкурсы по объектам, финансируемым полностью или частично из муниципальных бюджетов, организуют и проводят:
- по значимым архитектурным и декоративно-художественным объектам - специально уполномоченный орган муниципальных образований. Председателем жюри является руководитель органа архитектуры и градостроительства муниципального образования, ответственным секретарем жюри- представитель заказчика;
-по иным архитектурным объектам - заказчики, определенные решением администрации муниципального образования. При этом решение о проведении конкурсов по этим объектам принимает заказчик по согласованию с руководителем органа архитектуры и градостроительства муниципального образования.
1.9. Конкурсы по объектам, финансируемым за счет частных инвестиций, организуют и проводят:
- юридические лица всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, физические лица, общественные и творческие союзы;
- по значимым архитектурным и декоративно-художественным объектам с участием в составе жюри представителей специально уполномоченных исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления, на территории которого предполагается разместить объект, и Астраханской общественной организации Союза архитекторов России;
- по иным архитектурным объектам решение о проведении конкурсов принимает заказчик по согласованию с главным архитектором Астраханской области и руководителем органа архитектуры и градостроительства муниципального образования, на территории которого предполагается разместить объект.
К значимым архитектурным и декоративно-художественным объектам согласно настоящему Положению относятся: жилые и общественные комплексы, объекты, играющие важную градоформирующую роль в застройке населенных мест, объекты любой этажности в исторических центрах и охранных зонах памятников истории и культуры, заповедных и других охранных зонах, промышленные и коммунальные объекты, имеющие градообразующее значение для Астраханской области.

2. Типы конкурсов

2.1. Конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.
2.2. Открытым конкурсом считается конкурс, когда приглашение принять участие в нем обращено ко всем желающим путем объявления в средствах массовой информации. В открытых конкурсах могут принимать участие специалисты, отвечающие требованиям, предъявляемым настоящим Положением к участникам конкурса.
2.3. Закрытым конкурсом считается конкурс, когда предложение принять участие в нем направляется по выбору заказчика определенному кругу физических или юридических лиц. Количество участников закрытого конкурса определяется заказчиком, но не может быть менее трех.
2.4. Не допускается участие в закрытых конкурсах других лиц, кроме приглашенных, а также объявление на одну и ту же тему одновременно открытого и закрытого конкурсов.
2.5. Для объектов, имеющих большое градостроительное значение, конкурсы могут проводиться в два тура. Ко второму туру допускаются участники первого тура, предпроектные решения которых по решению жюри рекомендованы к дальнейшей разработке.

3. Требования к участникам конкурсов

3.1. В конкурсах, целью которых является проектирование объектов, требующих разрешения на строительство, принимают участие юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
3.2. В конкурсах, целью которых не является проектирование объектов, требующих разрешения на строительство, могут принимать участие нелицензированные специалисты.

4. Программа и условия конкурсов

4.1. В программе указываются:
- наименование темы;
- содержание и вид (закрытый или открытый) конкурса;
- его цель и задачи;
- стадия разработки;
- состав проекта;
- исходные данные, необходимые для разработки конкурсных материалов;
- дополнительные нормативные требования к их оформлению, девизным конвертам и девизам;
- критерии оценки проекта, их приоритетность;
- перечень технико-экономических показателей, а также предполагаемое использование результатов конкурса.
4.2. Условиями конкурса устанавливаются:
- количество, размеры и порядок присуждения премий;
- размер регистрационного сбора (если он предполагается);
- состав жюри, кандидаты в члены жюри;
- ответственный секретарь конкурса;
- адрес, где следует получать исходные материалы и куда направлять конкурсные проекты;
- регламент проведения конкурса, в котором указываются сроки получения программы и условий конкурса и исходных материалов;
- ознакомление с имеющимися проектными материалами;
- сдача конкурсных проектов, работа экспертов;
- экспонирование конкурсного материала жителям города, района (при необходимости), общественное обсуждение представленных конкурсных работ;
- работа жюри, подведение итогов конкурса;
- условия приобретения заказчиками или организаторами конкурса непремированных конкурсных проектов.
4.3. Программа и условия конкурса согласовываются заказчиком с главными архитекторами муниципальных образований, утверждаются главным архитектором области и в одном экземпляре передаются ему на хранение.

5. Анонимность конкурсов

5.1. На всех стадиях проведения конкурса заказчиком или организатором должна быть обеспечена полная анонимность участников. В двухстадийном конкурсе анонимность сохраняется на протяжении обеих стадий.
5.2. Конкурсные проекты не могут быть нигде опубликованы до вынесения решения жюри.

6. Объявление конкурсов и сроки их проведения

6.1. Объявление о проведении открытого конкурса должно быть опубликовано в средствах массовой информации организатором конкурса не позднее чем за 45 дней до его проведения.
6.2. В объявлении должны быть указаны:
- тема конкурса;
- наименование заказчика и организатора конкурса;
- регламент конкурса;
- статус участников конкурса;
- количество и размер премий.
6.3. Продолжительность открытого конкурса с момента его объявления до вынесения решения о результатах должна быть не менее четырех месяцев, при этом время работы над проектом не может быть менее одного месяца.
6.4. Продолжительность конкурса, проводимого в два тура, с момента его объявления до вынесения результатов должна быть не менее шести месяцев, исключая время, которое может потребоваться на корректировку программы конкурса между первым и вторым турами.
6.5. При проведении закрытого конкурса заказчик или организатор имеет право рекомендовать организациям-участникам, которым было направлено приглашение, привлекать конкретных специалистов указанных организаций в состав творческих коллективов.
6.6. Продолжительность закрытых конкурсов определяется заказчиком.

7. Регистрация

7.1. Участники конкурса, подавшие заявки на участие в нем, должны быть официально зарегистрированы в списках участников ответственным секретарем конкурса.
7.2. Регистрация для участия в конкурсе может быть платная или бесплатная. Условия конкурса могут предусматривать возврат полностью или частично регистрационной платы.

8. Жюри конкурса. Ответственный секретарь конкурса

8.1. Для оценки конкурсных проектов заказчиком или организатором конкурса назначается жюри, число членов которого должно быть нечетным, но не менее 7 человек.
8.2. Состав жюри конкурса на две трети формируется из числа членов областного архитектурно-градостроительного совета и представителей Астраханской общественной организации Союза архитекторов России. Одна треть состава жюри определяется заказчиком конкурса с участием специально уполномоченных исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления.
8.3. На случай отсутствия кого-либо из членов жюри условиями конкурса определяются 2-3 кандидата в члены жюри.
8.4. Все члены жюри должны дать письменное согласие на участие в работе жюри.
8.5. Если конкурс проводится в две стадии, состав жюри во второй стадии не меняется.
8.6. Жюри компетентно проводить свою работу при наличии не менее шести седьмых его членов.
8.7. На жюри возлагаются:
- решение вопроса о замене в случае необходимости отсутствующих членов жюри на кандидатов в члены жюри;
- решение вопроса о принятии или отклонении от участия в конкурсе проектов, не соответствующих требованиям программы и условиям конкурса;
- подведение итогов конкурса с вынесением решения о присуждении денежных премий и других видов поощрения, определенных условиями конкурса;
- подготовка предложений и рекомендаций по дальнейшей разработке проектной документации с использованием результатов конкурса.
8.8. Решение жюри принимается простым большинством голосов в порядке, определенном жюри. Если на заседании жюри присутствует четное число членов, председатель жюри при голосовании имеет два голоса.
8.9. В процессе работы жюри должна соблюдаться конфиденциальность.
8.10. Для осуществления подготовки и проведения конкурса заказчик или организатор назначает ответственного секретаря конкурса. Ответственный секретарь конкурса одновременно является секретарем жюри и не принимает участия в оценке результатов конкурса.
8.11. Ответственный секретарь конкурса:
- обеспечивает публикацию информации и объявлений, связанных с проведением конкурса;
- обеспечивает тиражирование и своевременную рассылку утвержденных программ, условий конкурса и исходных материалов и дает по ним необходимые разъяснения;
- принимает проекты, поступающие на конкурс;
- организует экспертизу представленных проектов;
- осуществляет связь со всеми членами жюри, заказчиком или организатором конкурса и экспертами;
- организует заседание жюри и выставку конкурсных проектов;
- оформляет протокол и решение жюри по итогам конкурса и обеспечивает его рассылку;
- обеспечивает условия сохранения анонимности открытого конкурса;
- оформляет отправку непремированных проектов открытого конкурса, востребованных авторами;
- осуществляет подготовку трудовых соглашений по работам, предусмотренным утвержденной сметой расходов по конкурсу;
- оформляет ведомости на выплату денежных премий и других видов поощрений, определенных условиями конкурса.
Ответственный секретарь жюри участвует в заседании жюри без права голоса.
8.12. Члены жюри, ответственный секретарь конкурса и эксперты не имеют права принимать ни прямого, ни косвенного участия в разработке представляемых на конкурс материалов, разглашать сведения, связанные с работой жюри и экспертизой конкурсных работ.

9. Порядок представления материалов на конкурс

9.1. Проекты представляются на конкурс в установленный срок в объеме, предусмотренном программой и условиями конкурса.
9.2. Проекты считаются представленными в установленный срок, если они сданы на почту для отправки на конкурс или представлены лично ответственному секретарю конкурса не позднее срока, указанного в условиях конкурса. Иногородние участники открытого конкурса одновременно с отправкой проектов должны прислать в адрес их организаторов телеграмму с указанием даты и номера квитанции, удостоверяющей отправку документации.
9.3. В целях анонимности авторов проектные материалы представляются под девизами. Общие требования к форме девиза и содержанию девизного конверта должны быть указаны в условиях конкурса.
9.4. Конкурсные материалы второго тура конкурса представляются авторами под новыми девизами с добавлением слов: "Второй тур конкурса".
9.5. Если проект открытого конкурса выполнен группой авторов, то в девизный конверт должен быть вложен отдельный лист, в котором за подписью авторов указывается процентное распределение премии между ними.
9.6. Проектные материалы закрытого конкурса должны содержать наименование организаций-участников конкурса и состав авторского коллектива. Распределение премий закрытого конкурса между исполнителями производится руководителями авторских коллективов.

10. Подведение итогов конкурса

10.1. Подведение итогов конкурса и принятие решений о награждении их победителей осуществляется на закрытых заседаниях жюри.
10.2. Заключение экспертов по каждому проекту и сводное заключение, а также результаты общественного обсуждения конкурсных проектов рассматриваются жюри до вынесения решения.
10.3. По итогам конкурса должны присуждаться все премии, предусмотренные его программой и условиями. Условиями конкурса может быть определено право жюри на решение вопроса о нецелесообразности присуждения премий.
10.4. Присуждение одной премии за два и более проектов не допускается.
10.5. Проекты, отмеченные премиями, переходят в собственность заказчика.
10.6. Заказчик или организатор, выплативший победителям конкурса премии, получает право использовать премированные проекты в соответствии с условиями конкурса.
10.7. Результаты работы жюри конкурса должны соответствовать нормам действующего законодательства и оформляться в виде двух документов:
- решение жюри о победителях конкурса, награждении участников конкурса и распределении премий, подписанное всеми членами жюри, принимавшими участие в его заседании;
- протокол заседания жюри по итогам конкурса, подписанный председателем жюри и ответственным секретарем конкурса. Решение жюри является окончательным.
10.8. Дата принятия решения жюри о победителях конкурса является одновременной датой окончания работы жюри.
10.9. Протокол заседания жюри по итогам должен содержать оценку представленных проектных решений, рекомендации по использованию результатов конкурса и причины отклонения проектов от рассмотрения (если таковые имеются), другие (особые) мнения членов жюри, а также (в виде приложения) решение жюри о награждении участников конкурса.
10.10. При подведении итогов открытого конкурса после вынесения решения жюри о награждении участников конкурса вскрываются девизные конверты только премированных проектов, остальные - по согласованию с авторами проектов.
Вскрытие девизных конвертов осуществляется ответственным секретарем конкурса в присутствии председателя жюри и не менее двух членов жюри.
10.11. Конкурс считается состоявшимся (завершенным) после опубликования решения жюри в официальных средствах массовой информации в срок не более 20 дней.
10.12. Выплата денежных премий и других поощрений (предусмотренных условиями) победителям конкурсов производится заказчиком или организатором на основании решения жюри о награждении участников конкурса в течение 30 дней после его принятия.
10.13. Авторы проектов, получивших первую премию, с их согласия должны привлекаться к дальнейшей разработке этих проектов, если иное не было оговорено условиями конкурса.
10.14. Представленные на открытый конкурс проекты, отклоненные жюри из-за нарушения программы или условий конкурса, а также проекты, по которым не присуждены денежные премии и другие виды поощрения, подлежат возврату авторам по их запросам в течение 30 дней после принятия решения жюри. Организатор не несет ответственности за сохранность невостребованных проектов.
10.15. Использование конкурсных проектов (публикация в печати, участие в выставках, дальнейшая разработка и т.д.) или их отдельных разделов осуществляется в порядке, предусмотренном условиями конкурса и действующим законодательством.

11. Финансирование подготовки и проведения конкурсов

11.1. Финансирование конкурсов осуществляется за счет средств заказчика (инвестора), регистрационных взносов участника, бюджетных ассигнований, а также спонсорских взносов юридических и физических лиц.
11.2. Общий объем финансирования конкурса должен быть не менее расчетной стоимости проектирования объекта в той стадии, которая требуется от участников конкурса. Стоимость проектирования для заказного конкурса рассчитывается по справочникам базовых цен на проектные работы, утвержденных в установленном порядке.
11.3. Организатор конкурса составляет смету расходов, включающую в себя денежные премии, расходы, связанные с подготовкой и проведением конкурса. Организатор конкурса может консолидировать средства спонсорских взносов юридических и физических лиц для финансирования конкурсов.
11.4. В целях обеспечения обязательств перед организатором и участником конкурса заказчик (инвестор) обязан до начала конкурса перечислить организатору конкурса установленную сметой сумму затрат на его проведение.
11.5. В смете на проведение конкурса учитываются следующие расходы:
- денежные премии и другие виды поощрения участников конкурса;
- затраты на приобретение (в случае необходимости) непремированных конкурсных проектов;
- оплата разработки программы и условий конкурса;
- подготовка исходных данных для конкурса и ведение электронной базы по конкурсам;
- на приобретение оборудования, оргтехники и средств технической поддержки, необходимых для ведения электронной базы данных конкурсов;
- публикация в периодической печати информации и объявлений, связанных с проведением конкурса;
- изготовление и тиражирование плакатов и объявлений;
- оплата работы членов жюри и экспертов (в том числе командировочные расходы);
- устройство выставок конкурсных проектов;
- аренда, охрана и уборка необходимых для проведения конкурса помещений;
- издание каталогов и фотоальбомов премированных конкурсных проектов;
- почтовые, канцелярские и транспортные расходы, включая отправку востребованных непремированных конкурсных проектов иностранным и иногородним участникам;
- иные неучтенные расходы, связанные с подготовкой и проведением конкурсов.

12. Призы и гонорары

12.1. Премиальный фонд конкурсов (сумма премий и/или гонорары) назначается заказчиком.
12.2. В открытом конкурсе премиальный фонд должен быть распределен жюри между победителями в соответствии с распределением премиального фонда, объявленного в программе конкурса.
12.3. В закрытом конкурсе гонорар, который должен выплачиваться каждому приглашенному участнику конкурса, должен быть установлен до начала конкурса и сообщен каждому участнику во время приглашения. Если предусмотрены премии, которые должны быть выплачены победителям, их величина должна быть установлена программой конкурса.
12.4. Участник закрытого конкурса имеет право представить несколько вариантов проекта, не требуя при этом увеличения размера своего гонорара.
12.5. Заказчик конкурса обязан выплатить его победителям все премии, определенные программой конкурса. Неприсуждение первой премии допускается только в случае, если число проектов, участвующих в конкурсе, равно или менее числа премий, объявленных в программе конкурса. В этом случае сумма премиального фонда распределяется между участниками конкурса в пропорции, устанавливаемой жюри.
12.6. Присуждение одной премии за два или более проектов не допускается.
12.7. Премия победителям конкурса является авторским вознаграждением за создание произведения архитектуры, дизайна и скульптурно-декоративных работ.

13. Результаты конкурса

13.1. Вскрытие девизных конвертов осуществляется в заранее объявленное время ответственным секретарем конкурса в присутствии председателя жюри и участников конкурса. После вынесения решения жюри и вскрытия девизных конвертов ответственный секретарь конкурса сообщает результаты всем участникам конкурса.
13.2. Все участвовавшие в конкурсе проекты и отчет жюри должны демонстрироваться на выставке с возможностью ее свободного посещения не менее пяти дней после подведения итогов конкурса. Все участники конкурса должны быть в письменном виде проинформированы заранее о сроках и месте проведения выставки.

14. Условия реализации проектов

14.1. Автору (или коллективу) - победителю конкурса, может быть поручено выполнение проекта на последующих стадиях проектирования.
14.2. Реализация градостроительного проекта осуществляется в порядке, определенном условиями конкурса.

15. Авторские права

15.1. Авторские права на конкурсный проект всегда остаются у его автора.
15.2. Заказчик, выплативший победителям конкурса премии, получает право использовать премированные проекты способом, определенным условиями конкурса.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru